Педагоги решили создать боевой профсоюз

Трудно представить в современной России более ущемленную нежели педагоги группу. С одной стороны, постоянно растущая учебная нагрузка вкупе с нарастающей воспитательно-бюрократической лихорадкой. С другой, почти полная зависимость от директора в служебной росте и зарплате, ежегодное урезание финансирования, а впереди – пугающая перспектива оказаться среди 200 000 учителей, обозначенных министром А. Фурсенко как «лишние».

Ничуть не лучшая ситуация у преподавателей высшей школы. Настойчивое желание властей «оптимизировать» количество и структуру вузов грозит массовыми сокращениями. А система начального профессионального образования, особенно в сельской местности, кажется, приговорена «реформаторами» к полному уничтожению.

Неудивительно, что в этих условиях, призывы «защитить свое человеческое и профессиональное достоинство» находят среди педагогов мало отклика. И все же, то и дело из разных городов и даже сел приходят сообщения об индивидуальных и коллективных действиях педагогов в защиту своих попранных прав. На специализированных форумах, где педагоги делятся наболевшим, часто можно услышать, что назрели общероссийские действия, но не хватает организации, которая могла бы подготовить и провести общероссийскую кампанию действий. Официальные профсоюзы, по мнению подавляющего большинства, с этой задачей справиться заведомо не могут.

О том, как эффективнее педагоги могут защитить свои права и какая организационная форма является наиболее адекватной этим задачам, говорили участники прошедшего в Москве, 23-24 октября 2010 года семинара – тренинга «Защита социально-трудовых прав. Роль профсоюзов».

От Москвы до самых до окраин

Организаторы мероприятия — Институт глобализации и социальных движений (ИГСО), Конфедерация труда России (КТР), Научно-методический центр «Гуманист» — постарались, во-первых, предоставить максимум возможностей высказаться представителям регионов, а во-вторых, нагрузить мероприятие конкретной информацией по различным методикам защиты прав. В том числе, как следует из называния  тренинга, коллективной защиты через профсоюз.

Мероприятие оказалось довольно представительным. В нем приняли участие педагоги из 18 регионов России. Кроме составивших большинство участников учителей средних школ были представлены педагоги средних специальных и высших учебных заведений. Открывая семинар-тренинг, председатель Совета ИГСО и Генеральный секретарь КТР Борис Кравченко обозначил направление дискуссии. «Надо понять что мы можем делать вместе для защиты своих прав. Здесь собрались люди из разных регионов, кто-то состоит в профсоюзе, кто-то пока нет, есть представители разных профобъединений» — отметил профсоюзный лидер.

Президент КТР Игорь Ковальчук коротко ввел присутствующих в курс ситуации в профсоюзном движении России на данный момент. КТР после завершившегося слияния с Всероссийской конфедерацией труда является самым крупным после ФНПР и уж точно самым активным профсоюзным объединением России. В числе прочих в КТР входят и отдельные педагогические ячейки. Тем не менее, как считает профсоюзный лидер, нужно создавать профсоюзы отраслевые, потому что с их помощью можно более эффективно отстаивать специфические интересы работников отрасли. «Мы заинтересованы в создании отраслевого профсоюза работников образования» — завершил свое выступление И. Ковальчук.

«Нас пока не очень много, но объективно не так уж и мало раз это наиболее активные, а запрос на защиту в сообществе очень большой»  — начал свое выступление Всеволод Луховицкий, зам председателя Научно-методического центра «Гуманист» (Москва).

С момента своего НМЦ «Гуманист» занимался подготовкой методической литературы. Почему «пошли в политику» (занялись профсоюзной темой)? Потому что пройти мимо трудовых проблем в сфере образования невозможно. Постоянно появляется какое-то «шевеление» в низах по этой теме. Есть ощущение, что учителя поняли, что никуда не деться кроме того как начать как минимум обсуждать проблемы, а как максимум коллективно отстаивать.

«Придем ли мы к выводу о необходимости защищать именно через профсоюз, неизвестно, будем икать адекватные формы» — сказал в завершение В. Луховицкий.

Рассказу о ситуации на местах и выявлению «болевых точек» в системе образования была посвящена первая сессия семинара — дискуссия о положении работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и об опыте защиты трудовых прав.

«Социальный кризис и система образования в России»

Для того, чтобы адекватно представлять реальность в системе образования, крайне важно знать ситуацию на низовом уровне – уровне конкретного учебного заведения, мнение конкретного педагога» — сказал, открывая сессию, ее ведущий Андрей Демидов (ИКД). В противном случае, есть опасность оказаться в плену штампов, как со стороны правительства, которое уверяет, что «все хорошо», так и со стороны оппозиции, зачастую подменяющей реальное знание ситуации в образовании громкими лозунгами.

О грозящей образовательной сфере опасности со стороны ФЗ-83 рассказал учитель истории одной из московских школ и сотрудник ИГСО Игорь Сангаев.

По его мнению, проводящиеся реформы приведут к тому, что многие учителя окажутся за бортом. Оставшихся ФЗ-83 фактически переводит на «подножный корм». В то же время, ФЗ-83 лишь один эпизод в череде решительных неолиберальных реформ, уничтожающих последние остатки «социального государства».

Эту точку зрения в общем подтвердили выступления делегатов с мест.

Елена Зингаева (г. Братск, Иркутская обл.): «В Иркутской области оптимизацию попытались начать с нас – работников детских садов. Однако, работники смогли организоваться, подключили родителей. Власти пытались отправить работников отправить в отпуск без содержания на все лето, в результате борьбы добились чтобы хотя бы на 2/3 оклада как положено по закону. Кроме того выявилось довольно много махинаций с начислением и выплатой заработной платы. Только один педагог при нищенской зарплате имеет задолженность по зарплате и компенсациям в 300 тыс. рублей. Это показатель запущенности ситуации в отрасли».

Что касается вопросов тарифообразования и системы оплаты труда, выступающая констатировала коренное различие позиций и интересов администрации учебных заведений, которой теперь фактически отдано на откуп распоряжение фондом заработной платы и рядовых работников. «Администрацию не волнует проблема МРОТ» — отметила Е. Зигаева, затронув очень болезненную проблему искусственного занижения уровня Минимального размера оплаты труда.

Ее коллега, учитель истории из того же Братска Наталья Заверина с горечью констатировала: «Мы, педагоги, очень разрознены, даже на уровне одного города». Целый год учителя Братска не знали о существовании инициативной группы в дошкольных учреждениях.

В данном случае поводом для активизации и налаживания связей стала попытка урезать отпускные учителям. Начали бороться, когда урезали отпускные. Подняли 800 человек. Важная деталь – услыхав о борьбе педагогов, на связь вышли и присоединились имеющие сходные проблемы работники местного автотранспортного предприятия, медики из психо-неврологического диспансера. Таким образом, проявилась общность интересов и солидарность всех наемных работников, независимо от отрасли. Трудовые проблемы тесно связаны с горечью от осознания деградации образования.

«Написали коллективное письмо Президенту России – с просьбой привлечь к ответственности зажравшихся чиновников» — рассказала Наталья Владимировна. Среди педагогов распространено мнение – оплата их труда занижена на треть, чтобы прокормить ораву «управленцев». Урезание финансирования ставит под вопрос выполнение педагогом его профессиональных обязанностей. «В школах нет никакого оборудования. Все устарело. Объясняем на пальцах» — эмоционально высказалась выступающая. И это учитель истории. А что могли бы сказать преподаватели физики и других точных наук, где необходимо дорогостоящее и современное оборудовании?

Говоря о трудностях, с которыми приходится сталкиваться в ходе борьбы за справедливость, отмечена коррумпированность и непрозрачность судебной системы. «Мне выдали по запросу документы по зарплате, которые позволили выявить с 2007 года нарушения по начислению зарплаты» — рассказала Н. Заверина. А вот остальным учителям в получении такой информации отказано, под надуманным предлогом. Причина понятна. «Получить информацию крайне сложно» — резюмировала докладчик. Приходится самим становиться юристами, так как все дипломированные юристы в городе зависят от власти.

О профсоюзе задумывались, но кроме имеющегося «желтого» профсоюза, других примеров в городе нет. Определенную помощь оказывают представители оппозиционных партий.

Игорь Лобосок (Таганрог, Ростовская обл.): обратил внимание на еще одну язву российского образования – торжество формального подхода и изнуряющее гонка за баллами, конкурсами, призами.

«Доходит до абсурда. В результате создается нервозность» — отметил педагог. Но создавшаяся ситуация имеет еще и конкретный социально-трудовой аспект. Под лозунгом «все для конкурса, все для победы» работников заставляют бесплатно работать, а отказывающихся клеймят за «непатриотическое» поведение.

Таганрогские педагоги имеют опыт коллективной борьбы. «В 1999-2000 мы забастовали и после всему городу выплатили зарплату. После этого администрация много сделала, чтобы всех и вся разобщить. Я был 1,5 года профоргом. Кое-что удалось сделать. Однако, в результате реализацией администрацией принципа «разделяй и властвуй» ситуация сильно ухудшилась. Теперь педагоги если и подходят с своими проблемами, то потихоньку. Боятся» – резюмировал оратор и закончил фразой, которую наверное можно было бы сделать рефреном всех выступлений. «Не может несвободный учитель воспитать свободного человека!».

Учитель географии Леонид Перлов (Москва) в 1990 году был одним из организаторов общегородской забастовки учителей. «Почему удается разобщить педагогов?» — задал он вопрос и сам же ответил: «Подкупают. Баллом, званием, надбавкой. Или запугивают. Третья (самая многочисленная) группа – обманутые». Чтобы не могли обмануть, надо много знать. Отсутствие образовательного стандарта, по мнению выступающего, дает работодателю безбрежный простор для манипуляций.

Учеба для учителя

Решению задачи «больше знать» должен был послужить запланированный организаторами на следующий отрезок времени (фактически большую часть мероприятия) тренинг «Способы защиты трудовых прав учителей». Ведущие: сотрудники НМЦ «Гуманист» Светлана Дьячкова и Всеволод Луховицкий, а также юрист Андрей Норкин попытались облечь сухую правозащитную материю в игровую интерактивную форму.

Немаловажно, что тренинг начался с знакомства и взаимного представления участников. Многие представители регионов увидели друг друга в первый раз и налаживание личностного контакта является залогом продуктивной работы.

Как выяснилось, среди участников представлены разные категории. Есть представители дошкольного, школьного и среднего специального образования. Аспиранты, преподаватели ВУЗов (Ижевск, Пермь, Новосибирск).

Есть даже заместитель директора училища, который, впрочем, всячески подчеркивал коренное отличие статуса заместителя от директорского. Впрочем, директор тоже был…но бывший. Уволенный, как он сам рассказал, за попытку отстаивать перед вышестоящим начальством интересы трудового коллектива.

Многие участники уже на стадии представления говорили, что приехали для того чтобы больше узнать о профсоюзе как форме защиты прав и возможно попытаться создать профсоюз у себя.

Были приведены примеры, как удается добиваться каких-то пусть частных, но очень важных для изменения сознания людей побед. Например, в Белгороде под давлением педагогов сняли начальника отдела образования. Часто камнем преткновения становится такая «мелочь» как принудительная покупка медкнижки. «Дурят людей в бухгалтерии. Надо учиться разбираться самим» — эмоционально говорили участники дискуссии.

Всеволод Луховицкий доступно рассказал о видах и источниках права. В том числе, затронул докладчик и некоторые уловки администрации, чтобы незаконно добиваться желательных результатов. «А что такое «инструктивное письмо»? В чем его обязательность?» — спросил оратор у аудитории. В ходе обсуждения пришли к выводу, что статус этого документа рекомендательный. Однако именно инструктивным письмом было принято решение об обязательном преподавании Основ православной культуры и другие не менее сомнительные с правовой точки зрения решения.

И, все же, хотя правовая грамотность для работника – штука обязательная, зачастую бывает необходима помощь профессионального юриста. «Не надо думать, что вы все можете сделать сами» — предостерег В. Луховицкий педагогов. А как же быть с ангажированностью профессиональных юристов, которые очень неохотно идут на конфликт с властью? Ответ – источников квалифицированной и вызывающей доверие юридической помощи для работников может стать профсоюз. Кстати, нередки случаи, когда именно профсоюзные активисты, получив юридическую подготовку, становились лучшими юристами-«трудовиками».

О профсоюзах — из первых рук

О «хитростях» профсоюзного ремесла и перспективах создания свободного профсоюза в образовательной отрасли говорилось на итоговой дискуссии «Защита социально-трудовых прав в России. Роль профсоюзов».

Ведущие – Борис Кравченко и Игорь Ковальчук постарались максимально подробно ответить на все вопросы  участников, связанные с профсоюзной темой. Впрочем, не все педагоги еще только подступаются к созданию профсоюза. Есть и вполне успешные примеры уже работающих организаций. С 2008 года в составе КТР функционирует городской профсоюз работников образования в г. Невинномысске (Ставропольский край). Два года назад городская организация попросту вышла из областного профсоюза работников образования (ФНПР) и вошла в объединение свободных профсоюзов. «Теперь у нас на региональном уровне объединение 12 отраслевых профорганизаций и мы друг друга во всем поддерживаем» — рассказала лидер городской организации Татьяна Рыжкина.

И, тем не менее, даже имеющиеся успехи на региональном уровне не могут переломить негативную ситуацию. Слишком многое зависит от решения федеральных властей. Поэтому общее мнение – необходима организация всероссийского масштаба и в данной ситуации ей может быть только профсоюз.

Впрочем, если на всероссийский охват пока сил не хватает, отчаиваться не стоит. «Для создания межрегионального профсоюза достаточно двух регионов» — пояснил правовую сторону вопроса президент КТР Игорь Ковальчук. А дальше уже можно расширять масштаб деятельности по мере подключения новых регионов.

Профсоюзу педагогов – быть!

В результате практически единогласно было принято решение о необходимости создания межрегионального профсоюза. Для подготовки документов и проработки организационных вопросов создана рабочая группа, которая в течение двух недель должна подготовить проект устава профсоюза и другие необходимы документы. Для обсуждения проекта и рабочих вопросов создана рассылка (присоединение новых участников-педагогов всячески приветствуется). Организационную и информационную поддержку взяли на себя КТР, ИКД и ИГСО.

Стоит подчеркнуть, что после некоторых споров было принято решение не ограничивать новую организацию рамками лишь средних учебных заведений. В будущий профсоюз высказали желание войти также представители средних специальных и высших учебных заведений. Несмотря на специфику разных сегментов образовательной системы, основные проблемы общие и старый принцип «вместе мы сила» продолжает работать.

«Итоги прошедшего мероприятия внушают оптимизм и мы надеемся, что начавшаяся консолидация приведет в скором времени к созданию общероссийской организации, способной отстаивать трудовые права миллионов российских педагогов» — оценил итоги прошедшего семинара Борис Кравченко.

А для наблюдателя «со стороны» было очевидно, как велик запрос со стороны «униженных и оскорбленных» педагогов на объединение, которое поможет не только в решении материальных вопросов (опыт показывает, что профсоюзные активисты часто теряют в деньгах, подвергаясь репрессиям со стороны руководства), но прежде всего – сохранить достоинство, профессиональное и личное. И с тем и с другим, в современной России, если верить сообщениям участников, становится все сложнее.