Сайт профсоюза «Учитель»

Педагогическая классика для настоящего и будущего: В.А.Сухомлинский

Цитата
Изучая педагогическое творчество Василия Сухомлинского, 
мы сталкиваемся с удивительным феноменом: чем дальше мы уходим от того времени, 
когда он жил и творил, тем его наследие становится все более современным. 
Этот феномен впервые раскрыл доктор психологии, основатель движения Гуманной педагогики, 
академик Шалва Александрович Амонашвили, отметив, 
что «классика не из прошлого, - она из будущего
Василий Кучеровский



Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), всемирно известный советский педагог-новатор, директор сельской школы, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

...Он строил многие свои педагогические произведения как диалог с ребенком и/или взрослым. Книга "Как воспитать настоящего человека" состоит из 59 этических поучений (нравоучений, заповедей, законов, бесед), каждое из которых сначала адресуется воспитаннику, а вторая часть - размышления. Как пример, хочу привести часть обращения к детям из ч.52 "Красота - важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви":

Цитата
" В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.
Красота - это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее..."



На фото Сухомлинский В.А с детьми в зимнем саду



Думаю, такую форму обращения к читателям Василий Александрович использовал не случайно: так он как будто доходил до сердца, души и разума каждого. Каждый читатель ощущает его персональное обращение.
И сейчас диалог, а скорее, полилог по поводу его наследия, трудов и системы воспитания продолжается... Покажу на примере названной выше книги "Как воспитать настоящего человека". Ее подзаголовок - Этика коммунистического воспитания.
По поводу коммунистического воспитания Сухомлинского есть 3 точки зрения - чем не полилог?

А.Замостьянов в своей статье "Педагог Сухомлинский. Воспитание коммуниста" утверждает, что педагог сделал огромный вклад именно в коммунистическое воспитание, при том, что у него были серьезные оппоненты в свое время (см. описанную в статье дискуссию в редакции "Учительской газеты") после опубликования "Этюдов о коммунистическом воспитании" (см.отрывок).
С.Соловейчик же в своей статье "Все более глубокое понимание ребенка и есть воспитание его" убеждает читателей в следующем:
"Английский писатель Джордж Оруэлл в антиутопии "1984" ввел термин "новояз" – новый язык. Нет, не новый язык, а именно новояз, потому что в тоталитарном государстве создается специальный язык, на котором только и возможно всякое общение с партийно-государственной машиной. Вся официальная теория воспитания была написана на новоязе. Сухомлинский тоже пользовался им, иначе ни одна из его работ не увидела бы свет: в гуманитарных науках новояз был единственных языком научного общения. Для выражения самых заветных мыслей Сухомлинский вынужден был пользоваться "испорченными словами". Там, где надо было бы написать "воспитание", он часто писал "коммунистическое воспитание" – и я так делал. Это не эзопов язык, он не содержал тайного смысла, это была советская научная латынь".
И есть третий подход к коммунистическому воспитанию Сухомлинского, с которым я столкнулась в ходе работы над статьей - простое исключение абзацев текста, где есть терминология коммунистического толка. Рассудило время, я думаю, уже давно никто не вспоминает кодекс строителя коммунизма и подогнанное под него воспитание, а имя Сухомлинского не забыто, его авторитет только крепнет.

Попробуем и мы поговорить с Сухомлинским на темы воспитания и обучения. Послушаем его мнение...

О роли природы в обучении

"Я тысячу раз убеждался, что без взаимодействия человека с природой немыслимо умственное развитие, как без мелодии невозможна музыка, без слова — речь, без книги — наука. Единство труда и мысли, деятельности и слова в системе изучения таких предметов, как биология, физика, химия, математика, — это один из краеугольных камней, на которых держится школа как очаг мысли. Готовясь к преподаванию этих предметов, опытные учителя продумывают, каким образом, в каком труде будут раскрываться те отношения и взаимосвязи, на которых построено мышление в системе изучения предмета".

В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами". Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки", так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания, как на организацию урока, а то и больше.


На фото Сухомлинский с детьми в лесу



О начальной школе:

Цитата
"Главная задача начальной школы - научить детей пользоваться инструментом, с помощью которого человек всю жизнь овладевает знаниями. Научить ребенка учиться".


Что же это за инструменты? Это пять умений, как их называл Сухомлинский. На первое место он поставил умение наблюдать явления окружающего мира. На втором месте умение думать. На третьем - умение выражать свои мысли о том, что я вижу, делаю, наблюдаю. И только на четвертом и пятом месте умения читать и писать. Но согласимся, что мыслящий, думающий ребенок будет с большой радость и читать и писать.

"Школа под голубым небом"
"Первый год обучения в школе — это огромный шаг в умственном развитии ребенка; путь, который проходит ребенок в этот год, не идет ни в какое сравнение с любимым школьным годом и с любимым десятилетием послешкольного периода. Этому году я придаю исключительное значение. Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом. Эта школа состоит из шестидесяти уроков, объединенных несколькими темами: «Как природа готовится к зиме и весеннему пробуждению», «Жизнь животных и растений в зимнем саду», «Природа просыпается от зимнего сна», «Живое и неживое в природе», «Как природа творит красоту», «Жизнь муравьев и пчел», «Жизнь луга и степи от утренней до вечерней зари», «Природа, человек и труд». Каждый урок мышления — это наблюдение, видение, изумление перед загадкой природы, думание, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя. Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой. Дети наблюдают, как образуется почка, как ее закаляют жгучие морозы, как она спит и чутко прислушивается к тому, что делается в природе, как весенний теплый ветерок и солнечный луч открывают ее, и почка «распрямляет плечи и сбрасывает с себя сладкие пеленочки» (это слова детей), как появляются маленькие зеленые листочки, впервые в вишневом саду рождается жизнь листвы и закладываются новые почки, которые превратятся в листву в будущем году. Перед детьми — изумительная картина жизни, они открывают в мире десятки все новых и новых тайн. Их духовная жизнь в этот период определяется тем, что они живут в мире мысли. Чувствование ни с чем несравнимой роскоши, прелести мысли — это и есть тонкий и крепкий корень творческого труда, который, закладываясь в детстве, дает могучую поросль на всю жизнь. Многие годы воспитания твердо убедили меня в том, что, если в первый период школьного воспитания все дети проходят школу мышления, в определенной мере независимую от того, что делается на уроках, не будет ни одного неуспевающего ребенка".


 Уменьшено: 98% от [ 521 на 371 ] — нажмите для просмотра полного изображения


На фото Сухомлинский с детьми


Обратили ли вы внимание как он сам, взрослый человек, удивляется какому-то явлению природы? Не могу не привести его слова: "Каждой выучиваемой букве, каждому арифметическому действию должны предшествовать уроки мышления у первоисточника мысли - среди природы".

О развитии ребенка

Цитата
Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, идя по которой, ребёнок развивает свои духовные силы».



Иллюстрация к рассказу "Какие они бедные" участника конкурса рисунков 2013 г. Поляна мечты: Этика В. Сухомлинского в детских рисунках.



Этот международный интернет-проект проводился по инициативе австралийского учителя русского языка, который хотел проиллюстрировать некоторые рассказы Сухомлинского, подробности в его видео по результатам проекта.
Детям были предложены рассказы В.Сухомлинского для иллюстрирования.
Проект и голосование проводились в группе Фейсбук. Что бы на это сказал Василий Александрович? Фото всех рисунков доступны здесь. Финалисты конкурса здесь. Этот опыт показывает насколько актуальны, близки и востребованы идеи Сухомлинского детьми и учителями до сих пор, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, актуальном в настоящее время.
    
В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга: 

  1. Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;
  2. Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).


(Источник В.А. Сухомлинский о целях, задачах, принципах обучения)

Об учителе

Цитата
"Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света."


 Уменьшено: 75% от [ 674 на 276 ] — нажмите для просмотра полного изображения



...Свободное время учителя — это... корень, питающий ветви педагогического творчества. Подробнее о заботливом отношении к учителям и их времени можно прочитать здесь.

О школьном коллективе
"Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил".

О школьной оценке
"Оценка лишь тогда становится стимулом, побуждающим к активному умственному труду, когда отношения между учителем и ребенком построены на взаимном доверии и доброжелательности. Если хотите, оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. По тому, как относится ученик к оценке, поставленной учителем, можно сделать безошибочный вывод о том, как он относится к учителю, насколько верит ему и уважает его. По поводу оценивания знаний хотелось бы дать несколько советов.
Во-первых, пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.
Оценка всегда охватывала труд ученика за какой-то период и включала оценивание нескольких видов труда - и ответ (может быть, несколько ответов), и дополнение к ответу товарища, и письменную работу (небольшую), и внеклассное чтение, и работу практического характера.
Во-вторых, я никогда не ставил неудовлетворительной оценки, если ученик не мог в силу тех или иных условий, обстоятельств овладеть знаниями.
Никогда не спешите выставлять неудовлетворительную оценку. Помните, что радость успеха - это могучая эмоциональная сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим.
В-третьих, вообще не ставьте никаких оценок, если вы видите, что знания учеников туманные, что в их представлении о вещах и явлениях, которые изучаются, есть какие-то неясности.
В-четвертых, надо избегать вопросов, которые требовали бы ответа совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги". (Из книги "Сто советов учителю")

О значимости знаний

Цитата
"Самое страшное горе - горе для семьи, горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать. Это мрак, в котором мне видятся очертания скамьи подсудимого и угрюмая тюремная стена. Нежелание знать - это символическая железная решетка, которой человек закрывает от себя безгранично синее небо; вместо символической потом может появиться настоящая".


Свои размышления о значимости приобщения к знаниям Сухомлинский продолжает, говоря об уроке и о роли учителя, пришедшего на него: "Урок - первый очаг, согревшись у которого человек стремится стать мыслителем. Я вижу важнейшую воспитательную цель урока в том, чтобы зажечь у маленького человека огонек жажды познания. Если после моего урока подросток не испытывает желания узнать больше, чем я ему рассказал, если это желание не превращается в стремление, в стимул, побуждающий многие часы сидеть над книгой, - значит, воспитательная цель урока не достигнута. Прийти в класс с мыслью - это значит, образно говоря, принести изумление. Питомец мой должен пережить чувство изумления при виде безграничного океана знаний, почувствовать себя не бессильной пылинкой, а смелым мореплавателем. Мой урок должен одухотворить его смелостью, необходимой для того, чтобы плыть в океане знаний. Лишь книга может претворить изумление в пытливость, любознательность". 
Далее Сухомлинский поясняет: "Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями - это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания". Организовать учебный процесс так, чтобы ученикам был виден пусть не итоговый, хотя бы промежуточный результат их умственного труда, именно это хотел сказать Сухомлинский, на мой взгляд.

Основными средствами развивающего обучения в педагогической системе В. А. Сухомлинского являются природа, работа с книгой, сказка, труд.
Сухомлинский все общедидактические методы обучения разделял на две группы:

  1. Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.
  2. Методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.


При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Под влиянием идей В. А. Сухомлинского в методике творческих учителей утвердились: 
1) постановка перспективных целей развития детей в процессе обучения с учетом их индивидуальных особенностей;
2) необходимость интеллектуализации трудовой деятельности;
3) взаимосвязь чувственного и логического элементов познания;
4) проведение уроков мышления в природе;
5) педагогическая система развития литературного творчества детей разного возраста;
6) стимулирование интеллектуальных чувств и познавательных интересов учащихся.
Подробнее в ст. Савченко А. Я. "Грани дидактической системы В. А. Сухомлинского" в сборникеВ.А.Сухомлинский в размышлениях современных украинских педагогов 

О войне

Цитата
"В работе меня вдохновляли два чувства: любовь к детям и ненависть к фашистам"


Понять почему так, можно прочитав строки из биографии Сухомлинского:
В июле 1941 года Василий Александрович добровольцем идёт на фронт. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
Очень часто свои воспитательные темы Сухомлинский выстраивал на примерах, связанных с Великой Отечественной войной и поведением людей на ней. (см. "Рассказы и притчи В.А. Сухомлинского") Познакомившись с его рассказами, думаю, и вы коллеги, не останетесь равнодушными, возможно будете использовать в педагогической практике!

Цитата
Глубина мысли, неиссякаемый поток идей, неугомонность в поиске нового, внимательность в исследовании каждого ребенка - создают ту педагогику, которую мы называем школой Сухомлинского. Именно его разносторонность ставят его выше многих современников и до сих пор для большинства из нас он пример для подражания и исследования. Во всех областях, которые его увлекали, он стремился достичь совершенства. Касалось ли это его игры на скрипке, его поэтических устремлений, изучения явлений природы или психологии поведения человека. Его курс психологии (400 часов!), подготовленный для родителей, был более полным, чем курс, даваемый в педагогическом институте. Таким Сухомлинский был во всем. Он - учитель и этим сказано все. Василий Кучеровский



Какие идеи В.А. Сухомлинского близки и понятны вам, уважаемые коллеги? Что из его педагогики вами применяется? Продолжим диалог с классиком? Тем более, что тем для обсуждения осталось немало (см. схему Лухмановой Х.Х. Педагогическое наследие Сухомлинского)

 Уменьшено: 86% от [ 591 на 601 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Произведения В.А. Сухомлинского и материалы о нем, доступные для чтения в интернете:
Василий Сухомлинский "Афоризмы"
"Как воспитать настоящего человека"
"Книга о совести" (скачивать)
"Крылья матери"
"О воспитании"
Павлышская средняя школа
"Родительская педагогика"
"Сердце отдаю детям"
"Сказки"
"Письма к дочери"
"Письма к сыну" ( в сокращении)
"Сто советов учителю"( скачивать)
"Хрестоматия по этике" (скачивать)
Видео о В.А.Сухомлинском и Павлышской школе (1:16:41 на украинском языке),здесь примеры уроков чтения по методике Сухомлинского (на укр.яз)
"Как начать диалог"
В музее В.Сухомлинского\
Г.Д.Глейзер "Сердце, отданное детям"
Он-лайн студия Василия Сухомлинского (на рус. и укр.яз)
Хилтунен Елена "Идея школы Сухомлинского"

При написании статьи использованы материалы интернет и следующие книги:

  • В.А.Сухомлинский "Как воспитать настоящего человека".М.,"Педагогика", 1990
  • В.А.Сухомлинский "Мудрость родительской любви", М., "Молодая гвардия", 1988
  • "Умом и сердцем" Мысли о воспитании, М., Издательство политической литературы, 1989


Фото: http://od.gum-ped.ruhttp://lagoda.orghttp://sukhomlynskyi.in.uahttp://dakiro.kr-admin.gov.ua

Статьи по теме: 
Педагогическая классика для настоящего и будущего: Януш Корчак
Педагогическая классика для настоящего и будущего: К.Д.Ушинский
Педагогическая классика для настоящего и будущего::С.Т.Шацкий

 

Елена Годунова

Оригинал статьи опубликован на портале Образовательная Галактика Интел

Комментарии

1000 Осталось символов