Москва. Профсоюз как проводник культуры

Одной из важных проблем образовательной политики является отношения между работодателем и работниками. Что может переломить вечную российскую модель «я начальник, ты дурак», убивающую самую суть образования – культуру? Публикуем письмо, поступившее в редакцию из Московского городского дворца детско-юношеского творчества (МГДДЮТ).

По отношению к педагогу позволено многое. Например, вызов к директору в повелительном тоне без объяснения причин. Позволено публичное обвинение педагога в некомпетентности и безответственности перед родителями, пришедшими к директору с целью разъяснить конфликтную ситуацию. Позволено выдавать распоряжения педагогам на ходу, в коридоре, во время занятий.

Ознакомить педагога с должностной инструкцией, доступно разместить на сайте формулу расчета заработной платы — это, вероятно, излишества. Педагог идет работать во Дворец, не представляя условий своего труда: свой рабочий день, перерывы, зарплату, права и обязанности.

Сколько составляет нормированный объем бумажной работы для педагога, неизвестно. По всей видимости, сколько сил хватит. За счет сна, семьи и здоровья. Про то, как это оплачивается – отдельный разговор. Но зачастую даже выполненная работа остается невостребованной.

Бывает так: педагог, месяцы бороздивший просторы интернета, потративший недели на составления графика закупок, послушной овечкой бежит на склад (и это если ему здорово повезло и его туда вызвали, неважно, что в свой выходной). На складе Марьванна по своему усмотрению выдает то, что там, в коробках осталось. А если чего-то педагогу не хватило, можно купить на свои кровные или из дома принести – игрушки, краски, пластилин… Нам ведь для детей ничего не жалко!

Другая узнаваемая ситуация

К педагогу, записавшему детей в группы без всякой поддержки со стороны администрации (спасибо, что дали стол и стул) — после всей самостоятельной обработки десятками, сотнями поданных заявлений, после самостоятельного распределения по группам, самостоятельного обзвона, самостоятельной работы с родителями и с детьми (чем занята в это время администрация, где сокращенные лаборанты, методисты и педагоги-организаторы?) – на занятие приходит проверка! Выяснить, нет ли среди детей лишнего затесавшегося не в свою группу ребенка, лишнего неучтенного рта для государства. И влепить педагогу выговор. Потому как виноват, не справился, бедолага, безответственно работал. Зарплата педагогу полагается соответствующая, при полной ставке и первой категории еле-еле 20 000 рублей.

И этот сценарий – «нагрузил-проверил-обвинил» — во Дворце хорошо отработан. После таких событий, как правило, педагог скучнеет, теряет интерес к собственному предмету, а тем временем его заваливают журналами, справками, оформлением дополнительной документацией на детей в виде договоров, ежемесячной обязанностью подавать списки отчисленных и зачисленных, планами работы и пр.

О том, чтобы качественно готовится к занятиям, повышать профессиональную квалификацию, не может быть и речи – нет ни сил, ни времени. Да и зачем? Дворник-таджик получает больше.

К руководству педагог уже обращался, получил обвинения в том, что он плохо посчитал детей (вариант: не предоставил вовремя документацию или… (нужное впишете сами). Педагог во Дворце априори виноват. Во всех своих проблемах.

Униженный и запуганный педагог – чему он научит ребенка? Кто защитит права педагогов, разрозненных, молчащих, виноватых, не в состоянии позволить взять себе, к примеру, больничный – а кто проинформирует об отмене или переносе занятий 50-70 детей во всех его группах на полную ставку? Кто его может заменить? Заплатят ли этому человеку? Где размещена информация о таких случаях? Где находится администратор, которому платят за эту работу 50 000-70 000 рублей? И соберутся ли в полном составе дети после обзвона и болезни педагога, когда в группу придет очередная проверка?

Профсоюз? Да, конечно. Профсоюз Дворца может помочь педагогу билетами на новогодние елки, в театр «Аквамарин» и путевками в Краснодар. А если педагог состоит в независимой профсоюзной организации, скажем, в Межрегиональном профсоюзе работников образования «Учитель», где он получает правовую информацию и поддержку по всем трудовым вопросам – это, по словам руководства, «сепаратизм», который оно во Дворце не позволит.

Педагогам во Дворце активно навязывают либо административно-командный стиль общения (например, освободить помещение в 2 рабочих дня), либо принуждают поддерживать все инициативы руководства без права какой-либо критической оценки. Тем, кто согласился на подобный «выбор», неизбежно грозит профессиональная деформация. Тем, кто не согласен, предстоит или уходить, или бороться в одиночку, или находить защиту в независимых общественных организациях…».

Комментарий сопредседателя МПРО УЧИТЕЛЬ Андрея Демидова:

К сожалению, существующая сейчас в России культура трудовых отношений крайне авторитарна. И эта модель, вне зависимости от желаний отдельных руководителей навязывается сверху, а те, кто не готов ей следовать. Рано или поздно выталкиваются из системы. Показательна реакция на появление независимого профсоюза в учреждении. Даже если директор не имеет ничего против, он должен опасаться реакции вышестоящего начальства. «Не контролируешь ситуацию – отправишься в отставку». И увольняют. А подавляющее большинство пока принимают предложенную схему. Или как необходимое зло (а как же иначе?) или как зло неизбежное. Но менять эту систему надо обязательно. Губительная во всех случаях, она вдвойне губительна в образовании, где личность педагога имеет огромное значение. И наиболее проверенным и признанным в мире методом внедрения более демократичной культуры трудовых отношений является профсоюз. Все очень просто. Профсоюз – уполномоченный работниками коллективный представитель. И его появление сразу меняет баланс сил. Работодатель, столкнувшись с организованными работниками, волей-неволей вынужден менять стиль общения. Ведь общение из якобы «неформального» (на самом деле дающего все преимущества сильной стороне), переходит в формат формального, то есть подчиняющегося определенным правилам, в выработке которых принимают участие обе стороны. Таким образом, именно создание сильного, независимого профсоюза может позволить оздоровить не только финансовую или правовую ситуацию в учреждении, но также моральную атмосферу. Выигрывают в конечном счете все – и педагоги, которые могут трудиться с полной отдачей, не боясь окрика или несправедливости в оценке, и дети, получающие качественное образование, и хороший руководитель, могущий опереться на четкие, принятые коллективом правила. Во Дворце на Воробьевых горах наша первичка появилась недавно, но уже смогла многого добиться. Так что я уверен, позитивные изменения уже не за горами.