Как решить проблему оплаты работы на ЕГЭ? Личные истории, Нижний Новгород

Статью из нижегордского издания «Открытый город» можно считать примером успешной борьбы за оплату на ЕГЭ в рамках одной конкретной школы. Как мы видим, позиция нижегородских чиновников абсурдна: они объявили ЕГЭ частью образовательного процесса (хотя из самой логики государственного экзамена, который проводится за пределами учреждения следует обратное) и на этом основании решили привлекать педагогов к работе на ЕГЭ без дополнительной оплаты. Но если учителя в отдельной школе настаивают на своих правах, то варианты решения проблемы находятся. В школе №23 Дзержинска платят за ЕГЭ по крайней мере из фонда школы. Чтобы решить проблему на уровне региона, требуется активная позиция значительной части педагогов. В Москве час работы на ЕГЭ стоит 300 рублей при сохранении зарплаты по основному месту работы. Значит, это возможно. Профсоюз «Учитель» готов консультировать учителей, что можно сделать для защиты своих прав.

Открытый город: Министерство образования пояснило, почему учителя работают на ЕГЭ бесплатно. Учителя в Нижегородской области не могут добиться оплаты на госэкзаменах

Вопрос с оплатой работы учителей на ЕГЭ и ОГЭ в этом году вдруг стал особенно резонансным. Причин тому несколько. Во-первых, глядя на своих коллег из других регионов, педагоги Нижегородской области решили тоже претендовать на денежную компенсацию за переработки. Во-вторых, раньше учителям в качестве поощрения за работу на госэкзаменах давали отгулы, а теперь и эту привилегию отменили. И, в-третьих, после первых попыток «бунта» учителей в школах внезапно стали появляться так называемые дополнительные соглашения к трудовому договору, в которых работа на ЕГЭ стала прописываться как обязательная и неоплачиваемая. За официальным комментарием сложившейся ситуации «Открытый Нижний» обратился в министерство образования Нижегородской области.

Все равны?

По словам начальника отдела дошкольного и общего образования министерства образования по Нижегородской области Виктора Николаевича Шмелева, работа на ЕГЭ и ОГЭ действительно должна оплачиваться. Но не всем и не при любых условиях:

— В Нижегородской области оплачивается работа на ЕГЭ следующим специалистам и учителям: членам государственной приемной комиссии, руководителям пунктов приема экзаменов (ППЭ), экспертам, которые оценивают работы выпускников, членам и руководителям конфликтных комиссий. Что касается других организаторов ЕГЭ, осуществляющих контроль в аудитории, вне аудитории или в качестве сопровождающих, то им дополнительные средства начисляются только в случае, если время на экзамене превышает их рабочее время.

Таким образом, по мнению специалистов из министерства образования, учителя, выполняющие, так сказать, работу второго плана (менее ответственную и трудоёмкую), компенсация осуществляется другим образом, через стимулирующую часть фонда оплаты труда. Тем временем в школе № 23 города Дзержинск, как мы сообщали ранее, учителя письмами в Минобр и прокуратуру смогли добиться того, чтобы их работа на ЕГЭ оплачивалась:

— С учителями школ заключили срочный дополнительный договор, в котором говорится, что тем, кто задействован в проведении ЕГЭ, положено 25% надбавки. А вот типовой договор, который предложила администрация школы, — показывает в свою очередь Андрей Рудой, учитель школы № 23 в Дзержинске.

При этом в министерстве образования о существовании таких срочных договоров слышат впервые. А само участие в организации ЕГЭ Шмелев называет абсолютно добровольным занятием:

— Учителя не могут заставить работать на госэкзаменах. Если он отказался, то принуждать его никто не должен. При этом реализация образовательной программы среднего общего образования заканчивается государственной итоговой аттестацией, следовательно, последняя является неотъемлемой частью образовательного процесса. Директор приказом направляет педагога в конкретный пункт проведения экзамена. Кроме того, в ППЭ составляют табель рабочего времени, в котором отмечается количество часов, затраченных педагогом во время ЕГЭ. Если этот период превышает его основное рабочее время, то переработка оплачивается. Деньги идут из стимулирующего фонда конкретного муниципального учреждения, который направил учителя для работы в ППЭ. Необходимо отметить, что  финансирование всех школ областного центра и области осуществляется из бюджета региона, — объясняет Шмелев.

Ожидание — реальность

Однако на деле все выглядит отнюдь не так идеально. По словам учителей Нижнего Новгорода и области, отказаться от вроде бы добровольного участия в ЕГЭ практически невозможно:

— Если кто-то не хочет работать на ЕГЭ, его заставляют писать больничный. Так что так называемых отказников у нас нет. Возмущаются учителя уже на консультациях и экзаменах, поднимают вопрос о компенсациях, на что руководитель ППЭ шлет всех «к своему работодателю», — комментирует учитель школы в Автозаводском районе.

— Нас никто не спрашивает, кого назначили, тот и отправляется. Про табель рабочего времени мы не слышали. Единственное, мы расписываемся в приказе о том, что знаем, когда нам идти на экзамены, — добавляет учитель из области.

— Попыток отказаться от такого «добровольного» участия на самом деле много. Но пока у нас лишь один удачный пример. Учительница из Дзержинска, опираясь на поддержку профкома «Учитель», смогла избежать неоплачиваемой работы на ЕГЭ. Правда, ее неоднократно вызывали в управление образования, — рассказывает учитель школы № 23 Андрей Рудой. — А если у преподавателя запланирован отпуск на эти даты, то могут и вовсе не отпустить. У нас как раз такая ситуация произошла: у человека были куплены билеты, но его назначили на работу в дополнительные дни сдачи госэкзаменов.

В департаменте образования такие ситуации называют частными и просят обращаться с жалобами напрямую к ним:

— Министерство образования Нижегородской области открыто для общения и готово принять участие в решении конкретных вопросов, — проинформировал Шмелев.

С чего все началось: Учителей в Нижегородской области принуждают работать на ЕГЭ бесплатно

Калякина Нина, Открытый Нижний