В передаче «Родительское собрание» 15 октября 2017 года на тему «Как освободить школу: образование без пропаганды и тотального надзора» принимали участие Леонид Кацва, учитель истории, Всеволод Луховицкий, сопрдседатель профсоюза «Учитель», учитель русского языка и права, Татьяна Архангельская, учитель русского языка и литературы. Поводом к дискуссии стала статья Леонида Кацвы о проблемах российского образования.
Посмотреть видео и прочитать транскрипт можно по ссылке, мы публикуем небольшую выдержку из него — о значении отстаивания коллективом своих прав.
Л. Кацва
― Так уж сложилась моя жизнь, что я работаю всю жизнь при одном директоре. И мне представить себе руководителя педагогического коллектива, который сам не педагог, в педагогике ничего не понимает, сложно. Но понимаете, конечно, учитель, на которого оказывается давление, может начать воевать со своей администрацией, войну эту в ряде случаев выиграть, остаться в своей школе, но положение его там будет после такой войны или в ходе ее чаще всего совершенно невыносимым. Кроме того есть еще одно соображение, почему я бы в такой ситуации… Ну, предположим, бы меня уволили. Я бы доказал, так сказать, незаконность этого увольнения, но после этого я бы все равно на прежнем месте работы не остался, потому что работать, воюя постоянно на глазах у детей вредно. Мы должны детей учить, а не пребывать в состоянии постоянного конфликта, стресса. Человек, находящийся в положении… в состоянии постоянного стресса детям часто бывает…
К. Ларина
― Опасен.
Л. Кацва
― … в качестве учителя не полезен. Нет, не опасен, а не полезен.
Т. Архангельская
― Ну, и мне кажется, что…
Л. Кацва
― Не о том душа болит.
Т. Архангельская
― … что это просто невозможно. Это вот специфика, мне кажется, нашей работы, когда детско-учительская общность, которая существует в школе, она не может существовать в таких вот рамках, когда идет какое-то выяснение отношений и так далее. Поэтому, ну, я бы тоже в такой ситуации не рискнула работать. И мне кажется, это вредно не только для этого учителя, но и для его учеников, и в целом для школы.
В. Луховицкий
― Я бы хотел уточнить. Вот если этот учитель не только сам по себе один как перст, а все остальные, дескать, в школе быдло проклятое, то тогда ему надо уходить. Если весь… Если весь коллектив настроен на то, что только сиди и молчи, тогда безусловно это бесполезно. Но само по себе, когда есть в школе коллектив, а таких школ много, в которых есть коллектив, когда люди друг друга уважают, когда люди вместе что-то делают, то тогда для детей чрезвычайно полезно. Тот самый опыт, как это теперь называется опыт социализации, опыт гражданского воспитания. Когда в 14-м году мы выходили на митинги школы «Интеллектуал», то для детей это был опыт именно честного отстаивания своих требований, культурного, правового взаимодействия с разными органами власти, с разными группами людей. Я думаю, что не смотря на то, что тогда мы были побеждены, для детей это был очень хороший, полезный опыт. Он, может быть, трагический в чем-то, но он чрезвычайно полезен. А если дети видят, что об их учителя вытирает директор ноги, то это как раз чрезвычайно вредный воспитательный момент. И я все-таки, к сожалению, как профсоюзник вынужден сказать: вот если в школе есть хотя бы 10 человек, которые договорились между собой и сказали «Мы друг друга не выдадим», то процентов 90, что они весь остальной коллектив и директора заставят…
К. Ларина
― Победят.
В. Луховицкий
― Не победят. Здесь не война. Здесь то, что называется переговоры. Здесь то, что называется взаимное выяснение интересов. Убедят директора, что в самом деле лучше не приходить без предупреждения на урок к учителю. Лучше повесить заранее, как положено, в начале года список контрольных мероприятий и так далее. И тогда получается, что школа в самом деле будет воспитывать. И это не московские примеры. Вот у меня только что маленькое село со смешным названием Бычок, Курская область, извините, вдруг взяли и там начали творить на районное начальство всякие глупости. Извиняюсь, к сожалению, опять с зарплатой. Достаточно было нескольким активным профсоюзникам сказать: «Ребята, а вот давайте вот так, так и так». Никого не уволили, наоборот поменяли все положения о зарплате. Хотя их было всего несколько человек в маленьком селе. Понимаете? Это весь вопрос в том, что надо четко понять, что тебе надо. И надо действовать коллективно, не забывая про родителей.