Вице-мэр Воронежа по социальной политике противодействует указу Президента РФ?
Недовольные положением дел, когда глава государства заявляет одно, а чиновники на местах другое, 13 учителей школы № 91 пожаловались  В. Путину на то, что их заработная плата не достигает обещанного уровня.
Вчера административный прессинг учителей городской школы Воронежа № 91, обратившихся с письмом к Президенту РФ Владимиру Путину с жалобой о низком уровне заработной платы, достиг максимума. Подписантов было 13 из 37 учителей образовательного учреждения. Свое влияние на коллег оказывает директор школы Лидия Потапова, очевидно, с подачи районных и городских чиновников от образования. Есть основания полагать, что за этой административной линией стоит заместитель воронежского мэра по социальной политике Надежда Савицкая.
В чем суть проблемы?
 
7 мая 2012 года президентом России В.В. Путиным был издан указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которым средняя заработная плата школьных педагогов в 2012 году устанавливалась на уровне средней в регионе.  К сожалению, ситуацию в данной сфере в рамках Воронежской области нельзя назвать безоблачной. По данным Росстата, в январе 2013 года средняя заработная плата работников образования в области составляла 19668 рублей. Согласно прогнозам Министерства образования и науки, к марту 2013 г. она должна была увеличиться до 20289 рублей.
 
На практике ситуация складывалась несколько иначе: если в ряде гимназий и лицеев Воронежа заработная плата учителей приблизилась к «заветным» 22-23 тысячам рублей в месяц с различными надбавками (заполнение электронного журнала, проверка тетрадей, работа на 1,5 – 2 ставки, победы школьников в олимпиадах и пр.), то некоторые учебные заведения самого Воронежа в этом плане можно назвать проблемными.
 
Например, МБОУ СОШ № 91. Раньше данное учебное заведение принимало в свои стены около тысячи учеников, однако в этом году в школе учатся только 477 ребят. По словам директора школы Лидии Потаповой, размер зарплаты напрямую связан с тем, насколько укомплектован класс, так как в школе № 91 открываются классы, в которых учатся только 18 школьников. Если учесть, что заработная плата работника образования в настоящий момент складывается из того, сколько учеников в классе, то в сухом остатке, чтобы получать достойную оплату труда, практически всем приходится работать на полторы или две ставки, и это помимо подработок и репетиторства.
 
Заметим, однако, что не всем учителям удается выделить в расписании столь необходимые часы. Преподавателям технологии, рисования, физкультуры, изобразительного искусства нередко приходится искать себе подработку в других учебных заведениях, так как в родных стенах, из-за недобора учеников, предоставить часы администрация школы не может. «В этом нет вины не только администрации образовательных учреждений, но и города в целом», – заявила директор.
 
Тринадцать разгневанных учителей обратились к президенту, потому что местные власти их не понимают и не защищаютtc «Тринадцать разгневанных учителей обратились к президенту, потому что местные власти их не понимают 
и не защищают».
 
По словам учителей МБОУ СОШ №91, ставших авторами письма, с 1 сентября 2012 года так называемые доплаты «за заполнение электронного журнала» с них были сняты, и каждый учитель потерял от 1500 до 5000 тысяч. Вследствие подобных финансовых перемен, уровень заработной платы снизился до шести тысяч рублей за 18 часов без доплат и до тринадцати тысяч за 32 рабочих часа с доплатами. Кроме того, премии, которые выплачивались преподавателям из стимулирующего надтарифного фонда, не носили регулярный характер.
 
Недовольные подобным положением дел, 13 учителей школы решили написать письмо, в котором акцентировали внимание на том, что размер их заработной платы, даже при наличии всевозможных надбавок, не будет достигать уровня двадцати и более тысяч рублей. Директор школы, однако, утверждает, что у учителей, имеющих полноценную нагрузку, заработная плата, соответственно, достигает 19 тысяч без вычета НДС. Представитель управления образования г. Воронежа смог дать учителям только один совет: нужно больше работать. По словам Ирины Париновой, учителя технологии, которая стала инициатором письма, чтобы заработать указанные директором 20-22 тысячи рублей, необходимо работать на две и более ставки. Возможно ли это физически? Большой вопрос.
 
Нельзя сказать, что факт написания письма обрадовал администрацию школы. Через несколько дней после его публикации в интернете некоторые учителя начали говорить о том, что текст этот не читали, а подписали потому, что доверяли коллегам, так как отношения в школе можно охарактеризовать только как «дружеские, почти семейные».
 
Учитель физкультуры с 25-летним стажем Юрий Попов утверждает, что после совещания у губернатора, на котором руководитель департамента образования О. Мосолов озвучил величину заработной платы учителей от 19 тысяч, у него возник ряд вопросов. В его квитках о полученных выплатах стояли куда более скромные цифры в 12, 13 и 14 тысяч рублей. Возмущению учителей не было предела.
 
– После этого было составлено письмо, которому был дан ход. Правда, я сначала предлагал пойти к директору, но уже было поздно, так как документ был отправлен. Кстати, на встрече с представителями городской администрации нам фактически объяснили, что рассчитывать нужно на себя, так как школа построена в сложном районе, существуют серьезные проблемы с транспортом и еще целый ряд факторов, обеспечивающих текущее состояние дел.
 
И учителя, несмотря ни на что, воспользовавшись предложением чиновников от образования, стали рассчитывать только на себя. За что, в настоящий момент, по словам учителя Ирины Париновой, и поплатились.
 
– Сейчас у нас начался настоящий прессинг, вплоть до того, что у главных активистов начали сокращать часы. С меня сняли несколько часов. Учителей начальной школы предупредили, что вместо 20 часов у них будет только 16, что не дотягивает даже до одной ставки. Премии раз в квартал у нас не было, как могла сказать администрация школы. Перед Днем учителя, нашим профессиональным праздником, премия была выписана техническому персоналу за выполнение обязанностей по подготовке школы к новому учебному году. А мы не получили ни копейки. Перед Новым годом премию тоже получили не все, а ее размеры варьировались от 500 рублей до семи тысяч.
 
На совещаниях и в присутствии директора мы не раз задавали вопрос о том, будут ли у нас какие-то изменения? Потому что в соседних школах они уже начались, уровень зарплаты учителей поднялся. Мы предупредили, что будем писать в соответствующие инстанции, на что получили ответ: пишите, это ваше право. А сейчас, неожиданно, появились деньги на две премии в месяц! Выдали их в один месяц, но распределены они были на два квитка: февральский и мартовский.
 
Учителя обратились в альтернативный профсоюз.
 
Логичным был бы вопрос: перед тем как писать в высшие инстанции, обращались ли учителя в структуры, которые призваны их защищать – в профсоюзы.
 
– Я поставила председателя профсоюзной организации в известность о том, что писать письмо мы собираемся, нашли форму заполнения на сайте Президента. В ответ я получила: да я не знаю, как пишется такое письмо, как его нужно отправлять и т. д. Тогда мы стали искать альтернативные пути решения проблемы. Наше письмо было размещено на сайте межрегиональной профсоюзной организации «Учитель», возглавляет которую Андрей Демидов.
 
«Почему-то считается, что педагог не имеет права выносить свои проблемы на суд общества. Мы с этим намерены покончить и активнейшим образом вовлекать в борьбу за трудовые права педагогов местные сообщества», – утверждает лидер новой профсоюзной организации.
 
Непонятна позиция официальной профсоюзной организации: по идее, работая в связке с альтернативными профсоюзами, они должны добиваться одних и тех же целей – улучшения материального (да и морального) положения работников образования. В результате же происходит совершенно противоположная ситуация: во многих школах из-за неукомплектованности классов сокращается количество «часов», базовая ставка заработной платы учителей по-прежнему составляет лишь 50% (остальное – разнообразные надбавки, о которых мы упоминали выше).
 
Странное молчание воронежской мэрии.
 
Городские власти, которые, в принципе, могли бы погасить скандал сразу, решив поставленные учителями вопросы, предпочитают всеми силами запятнать честь мундира и поощряют прессинг административной тактики против 13 учителей, чья вина состоит лишь в том, что они по-своему ищут справедливость. Да, собственно говоря, могло ли быть иначе.
 
Обратившись к экспертам и специалистам, мы услышали следующее описание ситуации: «В первую очередь вина в данном конфликте лежит не на директоре школы № 91, хотя то, что учителя решают ключевые вопросы без ее участия, говорит о том, что вряд ли она контролирует ситуацию в школе. Вина заключается в неэффективной политике мэрии Воронежа по отношению к учителям, которых зачастую рассматривают как некие безропотные машины, не имеющие своего мнения и голоса.
 
Проблему в такой политике усложняет приход Надежды Савицкой на должность социального вице-мэра. Уже сейчас по многим параметрам видна ее слабая подготовленность в управлении социальной сферой. Она вряд ли в состоянии выстраивать эффективные коммуникации с учительским сообществом, как, впрочем, и с другими социальными группами. Не хватает умения и навыков. Человек с мышлением технического чиновника, который вряд ли способен на большее, чем отдавать приказы и распоряжаться».
 
Алина ВОЛКОВА, главный редактор «ЭЖ-Черноземье»
 
Комментарий председателя Воронежского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ ( прим.редакции -этот профсоюз входит в ФНПР)Тамары БИРЮКОВОЙ:
 
– Ситуация, сложившаяся в школе № 91 Воронежа, характерна для всех малочисленных школ не только Воронежской области, но и всей страны. Жалобы в Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ поступают из многих малочисленных школ. Проверки в преобладающем большинстве случаев показывают, что нарушений с начислением и выплатой заработной платы нет. К сожалению, город Воронеж – единственный муниципалитет, который отказался выполнить рекомендацию областного департамента образования по увеличению с 1 января 2013 года базовой ставки учителя до 8 144 руб. Ставка в воронежских школах до сих пор остается на уровне 6 212 руб.
Комментарий  редакции: проблема воронежских учителей освещалась на нашем сайте в апреле в материале Воронежские педагоги протестуют против низких зарплат
Но,  несмотря на нешуточное давление со стороны администрации школы, учителя не теряют надежды добиться изменений на всех уровнях законодательной и исполнительной власти и в собственном рабочем коллективе.