Учебный год начинается с экономии на образовании. Что дальше?

Все лето мы слышим, что чиновники и депутаты предлагают разные меры для защиты учителей. Нас планируют защищать от детей и родителей. При Министерстве просвещения будет создана Комиссия по защите чести учителей, которую возглавит С. Кравцов. Можно подумать, что учителя сейчас не обращаются в министерство с многочисленными жалобами, которые чаще всего остаются без ответа, потому что защита нужна не от родителей, а от педагогического начальства разных уровней.

Вместо защиты чиновничьи инициативы вбивают клин между учителями и родителями. Родителям объясняют, что во всем виноваты ленивые, неумелые учителя, которые нарочно перегружают их детей контрольными и домашними работами. Но если учитель не запишет в электронный журнал домашнее задание, любая проверка скажет, что он не провёл урок и, следовательно, должен вернуть «незаработанные» деньги. И если учителю приходится сокращать время на изучение сложной темы из-за того, что несколько уроков ушло на не предусмотренные программой министерские и региональные проверки (ВПР, мониторинги), родителям объяснят: в перегруженности и неподготовленности детей виновата именно школа.

И учителям, и родителям пора уже подумать о том, кому выгодно стравливать нас друг с другом. Родители — наши естественные союзники, потому что и мы, и они хотим одного: чтобы их дети стали образованными людьми.

Ещё учителей обещают защитить от избыточной отчётности. Традиционных бумажных отчётов действительно стало меньше — зато увеличилось количество дополнительной работы, не предусмотренной никакими должностными инструкциями. И никакие нормативные акты, никакие чиновники не защитят нас от фото- и видеоотчётов, мониторинга соцсетей и принуждения родителей и детей регистрироваться в «Сферуме» и Мах.

Защищать свою честь и достоинство, свои трудовые права мы можем только сами, объединившись в независимый профсоюз.

На все эти разговоры о защите чести и повышении престижа профессии можно было бы не обращать внимания, если бы они не служили завесой для постепенного сокращения доступности всеобщего бесплатного образования. Какие шаги уже предприняты в этом направлении?

Сокращается финансирование дополнительного образования. Московские Дома творчества этим летом получили требование перевести все кружки и секции на платную основу. Директора объяснили педагогам на собраниях, что в Конституции ничего не сказано о бесплатном дополнительном образовании.

Становится все более платной старшая школа. До сих пор платные курсы и репетиторы были нужны для подготовки к ЕГЭ. Результаты ОГЭ никого особенно не волновали.

С этого лета в нескольких регионах «неуспевающих» учащихся (критерии успеваемости устанавливают региональные начальники) теперь не принимают в 10 класс, а отправляют в учреждения среднего профобразования, не учитывая реальные возможности техникумов и колледжей. Уже сейчас преподаватели московских колледжей в панике: их учреждения не рассчитаны на такое количество учащихся, а о повышении преподавательской зарплаты речи нет. Пока это только эксперимент, но понятно, что он очень скоро будет признан успешным и распространён на всю страну. И надо понимать, что в данном случае молодые люди, не прошедшие в 10 класс, лишаются не только полноценного среднего образования, но и возможности поступить после колледжа в вуз, потому что они уже используют в колледже свою отсрочку от армии.

Проект приказа Министерства просвещения о сокращении количества часов иностранного языка подтверждает самые худшие опасения. Обеспеченные люди найдут для своих детей репетиторов, а остальным хватит и сокращённого варианта.

Реально сегрегация и так уже существует, но сейчас мы движемся к её законодательному закреплению. Педагогов это волнует не меньше, чем детей и родителей.

Наша общая глобальная проблема — что государство хочет на нас сэкономить. Только вместе мы сможем этому противостоять!