3
Учителя ушли в самооборону: их учат бороться за свои права

Учителя больше не позволят себя обсчитывать и загружать дополнительной неоплачиваемой работой

фото: Михаил Ковалев

Пока правилам защиты от злоупотреблений они будут учить друг друга, а позже возложат эту миссию на новый профсоюз.

3“Оптимизация” отечественной школы, а точнее — жесткая экономия на ней, совершила-таки чудо. Правда, не то, которое ожидалось. Воловье терпение учителей лопнуло, и, вместо того чтобы тихо-мирно работать вдвое больше, а получать вдвое меньше прежнего, они стали активно защищать свои права. А главное — объединяться для совместных действий.

До сих пор самозащита учителей от произвола государства и отдельных чиновников носила локальный характер, хотя шла по всей стране — в Архангельске и Братске, Ульяновске и Астрахани, Белгороде и Челябинске. Но дело сдерживало незнание: куда обратиться, как действовать, на какие законы опираться. Всему этому учителя решили научиться друг у друга. Первый тренинг-семинар, организованный центром “Гуманист”, прошел на днях в Москве.

Мероприятие похоронило сразу два мифа: о неспособности нашего учительства к отстаиванию собственных интересов и о его приверженности допотопным методикам преподавания. Учиться защищать свои права съехались представители самых разных часовых поясов страны, и почти каждый — со своей конкретной ситуацией.

Взять хотя бы систематическое занижение зарплат. По существующей методике, рассказала братская учительница Наталья Заверина, “за мое количество часов мне должны начислять 12 184 рубля. А начисляют 4504 рубля — то есть лишь треть. То же происходит и с другими учителями. И мы с коллегами рассудили так: другая треть наших зарплат достается областным чиновникам, а третья остается в Москве — иначе бы нам не отказывали в выдаче документов по начислению выплат”.

То же с попытками на волне “оптимизации” отправить педагогов в неоплачиваемый отпуск, а потом по мере надобности выдергивать их оттуда на работу, да так, чтобы было не уследить, правильно ли заплатили, рассказала музыкальный руководитель детского садика из Иркутской области Елена Зингаева. Или со стремлением чиновников от образования переложить на учителей оплату медицинских книжек, а заодно и лекций гигиенистов из Санэпиднадзора. Средства на эти цели выделяются из бюджета — а учителей с их нищенскими зарплатами заставляют платить повторно, а потом деньги пускают “налево”.

Там, где это терпят, незаконные поборы длятся годами. Но белгородские педагоги, прежде чем достать кошельки, поинтересовались в Санэпиднадзоре, на что пойдут собранные ими средства. Оказалось, что на повышение квалификации медиков. А поскольку закона, чтобы одна отрасль нашего народного хозяйства повышала квалификацию за счет частных пожертвований другой, у нас, слава богу, еще нет, учителя заподозрили неладное. А затем предали свои сомнения огласке. В итоге местный чиновник от образования был снят с должности с формулировкой “за финансовые нарушения”. И это лишний раз доказывает: со злоупотреблениями можно и нужно бороться. Причем не только с прямым воровством, но и с попытками заставить учителя плюс к его многочисленным обязанностям выполнять дополнительные — к примеру, задаром подменять “соптимизированных” уборщицу, библиотекаря или охранника школы.

Большинство злоупотреблений властей — от директоров школ до федеральных министерств — происходит в расчете на правовую безграмотность педагогов. И расчет оправдывается! Например, любимый номер чиновников — при ущемлении прав учителей ссылаться на ведомственные акты. Между тем, к примеру, инструктивные письма министерства — особенно не зарегистрированные в Минюсте — вообще не обязательны для исполнения. А министерские приказы в иерархии нормативных документов стоят значительно ниже многих других. И в первую очередь — международных правовых актов о правах человека, российской Конституции и федеральных законов. И в случае расхождений (а при злоупотреблениях они неизбежны) подлежат отмене.

Вооружившись этими и другими полезными сведениями, участники семинара понесут их дальше, “в народ”. Поэтому основная работа начнется как раз теперь, когда участники разъехались по домам. Кроме того, педагоги решили, что пришло время основать новый профсоюз, который в дальнейшем будет бороться за их права.

материал: Марина Лемуткина