30 мая Московский областной суд вынес решение о восстановлении на работе преподавателя Детской музыкальной школы городского округа Лыткарино Марины Кравченко. Марина была уволена в 31 октября 2017 года в связи с введением в школе «эффективного контракта», на который она отказалась переходить, поскольку он предполагал существенное ухудшение условий труда и снижение зарплаты.
Представить вниманию общественности аргументацию суда в полном объеме мы сможем после получения решения суда в полном объеме, пока мы публикуем те аргументы, которые звучали в ходе судебной тяжбы о восстановлении Марины Кравченко на работе в первой и второй инстанциях.
Администрация школы при обосновании увольнения во всех инстанциях ссылалась на то, то она была обязана ввести эффективный контракт в учреждении, поскольку на этот счет приняты решения в вышестоящих инстанциях. Позиция профсоюза «Учитель» с самого начала конфликта была однозначной: единственный документ, где напрямую говорится об эффективном контракте, это Указ Президента РФ №597 «О мерах социальной политики», а он, в свою очередь, предполагает принятие распоряжения Правительства РФ «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях». Правительство РФ имеет право принимать акты, которые содержат в себе или конкретизируют нормы трудового права. Однако, такие нормативные акты Правительства издаются в форме постановления, а не распоряжения. Распоряжения же, согласно ФКЗ «О правительстве РФ», не носят нормативного характера, а следовательно, не являются обязательными для граждан (только для органов власти, подотчетных Правительству). Именно поэтому на распоряжение Правительства нельзя ссылаться как на основание для одностороннего изменения трудовых отношений. Следовательно, в случае введения эффективного контракта работодатель вправе предлагать работнику изменить трудовой договор на основе взаимного соглашения, но не в обязательном порядке.
Введение контракта было истолковано руководством Детской музыкальной школы городского округа Лыткарино как «изменение организационных или технологических условий труда», и Марина Кравченко была уволена по ст.77 ч.7 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч.4 ст. 74 ТК РФ)), поскольку не согласилась работать в новых условиях. Но суд состоявшиеся изменения не счел достаточными, чтобы признать за работодателем право использовать эту статью для увольнения.
Сторона истца обращала внимание на то, что в организации не был принят нормативный акт, регламентирующий оплату труда и критерии оценки труда преподавателей школы после «введения» эффективного контракта. Это признал и.о.директора Алексей Конюшков: у каждого педагога были свои критерии эффективности.
Еще одним нарушением со стороны администрации стало существенное урезание трудовой функции преподавателя Марины Кравченко путем исключения из нее обязанностей концертмейстера. Начиная с 2015 года Марине несколько раз предлагали заключить дополнительное соглашение о работе концертмейстером по срочному трудовому договору и в рамках совместительства. Срочные трудовые договоры для концертмейстеров в образовательном учреждении были введены с целью экономии на зарплатах: они заключались на период с 1 сентября по 31 мая каждого года, что, безусловно, является нарушением трудового законодательства. Работа концертмейстера постоянная и не может быть оформлена в рамках соглашений на определенный интервал времени.
Марина Кравченко, член профсоюза «Учитель» работает в музыкальной школе с 1983 года, много раз выступала против сокращения образовательных программ в музыкальных школах региона. В июне 2017 года администрация учреждения приняла решение о переводе педагогов учреждения на эффективный контракт, не обсудив с работниками и профсоюзом «Учитель» изменение условий труда. У Кравченко в результате существенно (с 38 часов до 21 часа в неделю) снизилась нагрузка.
Это судебное решение является важным прецедентом: администрация образовательного учреждения может пытаться «подвести» под статью 74 ТК РФ («изменение условий труда») что угодно, но это не значит что она права.
Фото: сайт Детской музыкальной школы городского округа Лыткарино