26 ноября по инициативе профсоюза «Учитель» состоялась конференция педагогов столицы. Во встрече приняли участие педагоги разных типов учебных заведений из нескольких округов Москвы.
«Наша конференция – своего рода тест, насколько озабочено педагогическое сообщество Москвы по поводу проводимых сейчас реформ» — сказал, открывая конференцию, сопредседатель профсоюза А. Демидов.
Учитывая небольшое число участников, можно было бы сделать вывод, что пока не очень волнует. Или инициаторы не сумели донести информацию до целевой группы? Распространялась информация в основном по интернет-каналам. А еще более вероятно, что загруженные работой сверх меры (у многих рабочий дань даже суббота) педагоги физически не в состоянии посетить собрание, но хотели бы получить какие-то рекомендации по насущным вопросам.
Поднятые на конференции вопросы:
— переход на НСОТ: последствия
— новый порядок аттестации педагогических работников. Что можно сделать?
Член совета МПРО «Учитель» Всеволод Луховицкий предложил сосредоточиться на вопросе «что делать», определив что и как делать и кто этим займется. Т.е. сформировать рабочие группы и наметить планы и сроки проработки проблем и планов.
Краткое предисловие (описание проблем)
— НСОТ привел к дискриминации. Кроме того, много технических сбоев, на которые надо реагировать.
— Новый порядок аттестации. Он абсурден. Надо радикально менять. Во-первых, учителя можно уподобить судье, которого нельзя снять, если он не сделает чего-то ужасного. И второе – судить судью имеют право другие судьи. Учителя должны судить другие, авторитетные учителя.
И третье, перевод школ в автономные учреждения. Анализ показывает, что лучше от этого школе может быть, только если у нее есть хороший специалист по финансам, и…лишнее помещение для сдачи в аренду.
После этих вступительных слов, дальнейшую работу организовали в режиме круглого стола.
Вопрос – чем могли бы заняться в рамках рабочих групп и кому что интересно?
Прозвучало предложение – сконцентрироваться на проблеме оплаты труда. Потому что – это очень важный для учителей вопрос и уже есть какие-то результаты «эксперимента», которые можно анализировать.
Учитель русского языка одной из школ:
— Перешли с октября. Формировали Управляющий совет. Вошла в него и оппозиция несмотря на сопротивление директора. Многие поддерживают, но сами боятся выступать.
Коллектив фактически разделили на три группы.
1. Привилегированная. Учителя, которые сдают обязательный ЕГЭ.
2. Те, кто сдают ЕГЭ по выбору
3. Рисование, физкультура и т.д.
И последняя группа оказывается в дискриминированном положении.
Принцип – «разделяй и властвуй» во всей красе.
Проблема в том, что ряд работников (библиотекарь) не может заработать эти баллы, хоть выпрыгни из штанов.
Какие результаты? Пока еще трудно оценить, но за ноябрь резко вдруг выросла премия, выплаченная в аванс.
А в целом, многие надбавки сняли. «Лужковские» надбавки сняли. Так же как школьные компоненты и спецкурсы.Раньше оплачивали дополнительные занятия, теперь не платят. Курсы для одаренных детей тоже прикрыли.
Вопрос – а как ваш директор отменяет оплату спецкурсов, если он получил на них деньги до декабря? В это надо вцепляться.
Уволенный учитель:
В апреле директор объявил, что мы включились в пилотный проект. Денег будет много.
Потом «цена вопроса» начала снижаться.
Кто и за что в итоге получил? Музыкант, который собрал с родителей 40 тысяч на аппаратуру. Завхоз и охрана. Учителя не получили. Как рассказал один из членов управляющего совета, сумма премии, которую выписала себе директор, неприятно поразила всех.
Управляющий совет формируется из людей, не «сующих нос в дела директора.
После обращения на «горячую линию» департамента образования деньги нашлись и баллы были начислены.
А чтобы не платить на будущее, ввели штрафные баллы. Подрались дети на перемене -классный руководитель лишается балов на полгода. Не принес сменную обувь, опоздал ребенок на ваш урок, с вас снимут баллы.
Причем, это «ноу-хау» распространяется стремительно. Директора перенимают «передовой опыт».
Какое творчество это рождает? Рождает протест или безразличие.
Кроме того, рыночное оценивание всего и вся оскорбляет учителя как воспитателя.
-Нужно ли добиваться выборности директора? По большей части школ нереально, а если он будет также зависим от вышестоящего начальства в финансовом плане , то его сломают, так же как ломают оппозиционных мэров.
-У нас директор говорил, что с родителей ни копейки не брать нельзя, но что в реальности? Кабинеты не убираются. Директор говорит – пусть дети убирают. Но дети не хотят и заставить их нельзя. Итог – надо собирать деньги с родителей или мыть самому.
Хорошие директора тоже в недоумении, что происходит. Деньги выделяются под определенные фирмы. Директор – лишь формально ответственное лицо. Потоки идут мимо него и его воли.
Обсуждая сложившуюся ситуацию, педагоги одной из школ «вырулили» на требование распределять по твердым критериям – разряду, стажу. Записали в проект коллективного договора.
Вывод. Нужна пошаговая инструкция – как действовать в ситуации перехода на НСОТ на разных стадиях.
Еще предложение – начать кампанию за отмену рейтингования предметов по «сложности».
Вопрос: А что если предложить всем учителям, кому предстоит аттестоваться на высшую категорию, писать открытое письмо с отказом от прохождения (аргумент – унизительно).
Мнение: Может быть, не стоит начинать с отрицаловки, а попробовать поискать конструктивное решение? Сделаем анкету и запросим мнение педагогов, какая форма аттестации их бы устроила.
Вторая задача – сбор информации из регионов о уже состоявшемся переходе на НСОТ и новая аттестация. Надо прочесать сайты, где аккумулируется информация с мест и ее обобщить (разделить сайты и темы между собой).
Рабочие группы по каждой из намеченных проблем открыты для новых участников.
Соб. Инф.