Дела бумажные обдают дождем

«Лента.ру» поговорила с учителями, которые увязли в отчетах

Несколько дней назад Минобрнауки здорово обрадовал учителей: ведомство разослало в регионы письмо, рекомендующее снизить количество запрашиваемых со школ отчетов. Необходимость заполнять бесконечную документацию — одна из главных жалоб учителей в последнее время. «Лента.ру» попыталась выяснить, насколько велик масштаб катастрофы, а заодно спросила у педагогов, что они думают о повсеместной замене обычных журналов на электронные, которые тоже, по идее, должны облегчить жизнь учителям. Однако далеко не все из них приветствуют скорый отказ от привычных «пятерок» и «двоек» на бумаге

Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права московской школы-интерната «Интеллектуал», член координационного совета независимого педагогического профсоюза «Учитель»

Всеволод Луховицкий. Фото из личного архива
Всеволод Луховицкий. Фото из личного архива

Отчетность — одна из самых главных проблем для учителей. Составление всевозможных отчетов отнимает довольно-таки много времени: например, я трачу на отчеты пару часов в неделю — и никто мне эти часы не оплачивает. При том, что зарплата учителей не растет, а сокращается, количество различного рода отчетов увеличивается. Формулировки, которые есть в письме, надо всячески приветствовать, но, вообще говоря, происходящее напоминает мне знаменитую статью товарища Сталина о головокружении от успехов. Сначала говорили «давай-давай», потом увидели, что надо немножко сдать назад и начали отменять свои же собственные распоряжения. Хотя в министерстве и сменилась команда, но многие чиновники, тем не менее, остались на своих местах, может быть, пересели из одного кресла в другое.

Сейчас школы вынуждают переходить на новую систему оплаты труда с баллами, при которой значительная часть зарплаты учителя напрямую зависит от того, сможет ли он показать, как хорошо работает. Это неизбежно приводит к росту отчетности — учителя должны докладывать, какой процент материала пройден, какова средняя успеваемость, на сколько сотых процента стал лучше учиться каждый ребенок и так далее. И в этом смысле совершенно неважно, должен ли учитель писать отчет для районного методиста или для собственного завуча. В Москве, например, работает система СтатГрад, которая предоставляет тренировочные варианты ЕГЭ и ГИА, и по тому, как дети справляются с этими вариантами, необходимо предоставлять подробные отчеты в электронном виде. Это, кстати, тоже проблема для многих учителей, которые привыкли заполнять бумажные отчеты, и им трудно переходить на новые правила.

На мой взгляд, смысл всей этой отчетности в том, чтобы сотрудникам управлений образования было что делать. Отчеты запрашивают департамент образования, методические центры, кроме того, их могут потребовать любые «левые» для школы организации. Скажем, МВД может потребовать от школы предоставить отчет об участии детей в неформальных объединениях. Это вообще незаконное требование, и, если директор смелый, он может отказаться такие данные предоставлять.

В письме еще раз подчеркивается необходимость отказаться от ведения бумажных журналов и переходить на электронные. Достоинства электронных журналов в том, что родители могут сразу увидеть оценки своих детей, увидеть, что было задано. Но есть у электронных журналов и недостатки. Если учитель чуть-чуть отклонился от той программы, которая у него записана в электронном журнале, то возникает проблема. Если он записывает в журнал реальную тему, которую сейчас изучают дети, то к нему приходит завуч и говорит: «У тебя по плану должна быть одна тема, а ты записал что-то другое. Ай-ай-ай, как же ты, нехороший человек, так плохо сделал?» Если же он напишет то, что у него было в изначальном плане, то тут уже родители и дети могут спросить: «А почему это мы занимаемся не тем, что вы написали?» То есть учитель оказывается между молотом и наковальней. Этот недостаток можно преодолеть, разрешив каждому учителю придерживаться своего собственного варианта программы, но это уже вопрос куда более серьезных изменений [в системе образования].

На мой взгляд, электронные журналы — это благо для родителей и возможное благо для школы, но однозначно оценивать их пока рано. У нас ведь, как всегда, нет эксперимента: мы сразу решаем, что все школы переходят на электронные журналы. Проверки, экспериментального сравнения с контрольными группами — этого ничего нет. Никто не сказал, что электронные журналы эффективнее обычных — просто решили, что это надо, вот и все.

Окажет ли письмо Минобра действие или нет, зависит от того, насколько само министерство этого захочет. Если оно будет постоянно напоминать об этом, то к письму отнесутся серьезно. Если же оно один раз написало и забыло, то, значит, все это смогут проигнорировать.

Продолжение статьи здесь

Ваше мнение по поводу бумажного вала в школах России и новой инициативе МОН вы можете выразить в комментариях