Педагогическая классика для настоящего и будущего: Януш Корчак
 
Публикуя на нашем профсоюзном сайте цикл статей «Педагогическая классика для настоящего и будущего», посвященный великим педагогам прошлого, мы хотим проиллюстрировать ставшую краеугольной при рождении нашего профсоюза мысль о том, что расцвет педагогики невозможен без защищенного и свободного в пределах предоставленных обществом гарантий педагога. Нельзя думать о зарплате и не думать о результате обучения, но нельзя воспитать свободную личность, если сам педагог находится в цепях бесправия и произвола. Неслучайно, автор данного цикла, учитель из Новосибирской области Елена Годунова давно и плодотворно сотрудничает с нашим профсоюзом в деле защиты трудовых прав педагогов России. Рассчитываем, что публикация написанных Еленой статей поможет нашим коллегам получить дополнительный импульс для погружения в науку и искусство педагогики.
 
 
 
Осени меня своим крылом,
Город детства с тайнами неназванными,
Счастлив я, что и в беде, и в праздновании
Был слугой твоим и королем.
Я старался сделать все, что мог,
Не просил судьбу ни разу: высвободи!
И скажу на самой смертной исповеди,
Если есть на свете детский Бог:
Всё я, Боже, получил сполна,
Где, в которой расписаться ведомости?
Об одном прошу, спаси от ненависти,
Мне не причитается она.
А.Галич «Кадиш»



…Януш Корчак, кто не знает или хотя бы не слышал это имя? 

Цитата
Генрик Гольдшмидт, более известный как Януш Корчак, останется в еврейской и польской истории, а также и во всемирной как символ одновременно и тревожащий, и внушающий надежду. То, что один подобный человек был способен ежедневно творить такое множество чудес, бесспорно, ободряет. Но подобных ему мало, и это порождает тревогу. Эли Визель, писатель, бывший узник концлагерей из предисловия к книге Бетти Джин Лифтон «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака».


Но каждому знаком свой Януш Корчак, поскольку он многогранен, объемен, гениален во всех своих проявлениях и даже творящий чудеса… 

Врач, писатель, воспитатель в летних колониях, редактор первого детского журнала, солдат-участник 4х войн, спаситель и врачеватель детских душ, преподаватель Летучего университета, наставник, гуманист, поляк и еврей в одном лице, Старый Доктор, опекун, полиглот, экспериментатор, первооткрыватель, изобретатель, директор Дома Сирот, герой…. 

Для меня он — герой, стереотипное восприятие этого понятия рисует нам такого сильного, мужественного супермена, которому совсем не трудно совершить свой подвиг. Я.Корчак в минуты своего героизма был напротив — почти смертельно больным, голодным, уставшим, старым человеком, но с такой силой воли, с такой верой в свои собственные идеалы, не позволивших ему оставить детей одних и спастись от смерти не только, как гласит легенда, перед вагоном, везущим в Треблинку, но и ранее, многократно отказывавшимся от спасения части детей, больных детей, каждого отдельно, потому что заботился о них до конца, и не представлял что будет, если ребенок подвергнется опасности в одиночку, а он не сможет его защитить… 

«Негоже оставлять больного ребенка одного ночью и так же негоже бросать детей одних в такое время», говорил он словно в оправдание, но, уже приняв решение оставаться всем вместе, возможно, наивно веря, что его, такого известного на весь мир врача и педагога, а вместе с ним и его питомцев, минует лихая доля… Он защитил их всех своих 200 воспитанников от ужаса ожидания смерти, он был с ними, он утешал и успокаивал, но не вытирая им слезы, а отвлекая своей последней сказкой…
Как это было — додумал Александр Галич в своей поэме «Кадиш», а ребята из школы-студии Сергея Казарновского «Класс-центр» показали в телеспектакле Сергея Белоголовцева.

Януш Корчак стал и их учителем тоже…, своей жизнью и смертью он дает всем нам пример духовности, силы человека перед любой опасностью, перед любым сомнением и такими невообразимыми трудностями, которые выпали на его долю…

Чтобы лучше понять этого человека, время и место, в которых он жил и спасал воспитанников — сирот своей заботой от ужасов войны, голода и болезней, советую посмотреть фильм Семена Винокура с включением документальных видео кадров и фото О последних трех днях жизни Януша Корчака.

Он сделал для детей своего времени и последующих поколений так много, что охватить весь его труд, передать все его мысли, чувства, дела, отношение к тем или иным вопросам воспитания, не представляется возможным не только в этом эссе, но и в отдельной книге, поэтому я остановлюсь на такой его роли, как «Песталоцци из Варшавы». Именно так называли Януша Корчака не только за то, что он, как и Песталлоцци, работал с детьми бедняков, но и за свое стремление воспитывать любовью, за приверженность к социальной педагогике. 

Речь пойдет о том, что мы, современные педагоги, можем взять у Корчака, какие его взгляды на ребенка, его воспитание и обучение остаются актуальными и сейчас.

Цитата
Суть дела в том, что самой своей судьбой Корчак поставил педагогический эксперимент. Акива Эрнст Симон



1. Он любил эксперименты, чего стоит только подмеченное им проявление тропизма.
…Дети часто приходили к нему в комнату, он разрешал им играть, разговаривать вполголоса. Для детей были поставлены маленькие стульчики, кресло и табурет. Три створки венецианского окна открывались на улицу, до подоконника было всего 30 сантиметров и Корчак, боясь, что дети могут выпасть в окно, не разрешал им подходить к нему близко. Иногда Корчак раскладывал на диване журналы с красивыми картинками. Вдруг начнут рассматривать и не полезут к окну? Или заставлял цветами в горшках пол на подступах к окну, но дети все равно пробирались к нему. Открытое окно побеждало, даже когда дул сильный ветер или шел дождь. Тропизм, согласно Корчаку — это жажда пути, движения. Это желание увидеть — а что там? Поэтому, наверное, пробивается росток из семени и тянется вверх, потому узник стремится заглянуть в зарешеченное окно. А что уж тут говорить о детях? Ребенку нужны не только движение, воздух, природа, он хочет знать, откуда все это и что там еще есть неоткрытого и непознанного. Взгляд в пространство, чувство свободы — открытое окно. (Статья Я.Корчака «Открытое окно»).

Позднее сформировалась целая система тропизмов в психологии, объясняющая мотивы человеческого поведения, предложенная Л.Сонди.


Какую форму имеет, описанное Корчаком, стремление детей к свободе, и их желание узнать — а что там? в условиях современного обучения? На мой взгляд, это парковый урок, музейный урок, экскурсия, поход, совместная поездка и т.п. Является ли таким магнитом для современных детей, как открытое окно для воспитанников Дома сирот, компьютер и интернет? Думаю, явление тропизма налицо! Наше общее стремление сделать этот непреодолимый процесс полезным проявилось при проведении конкурса «Учитель -родителю».

2. Как экспериментатор, врач и педагог, Януш Корчак понимал необходимость ведения записей, наблюдения и описания, постоянного обращения к графикам и таблицам с последующим анализом. 
Приведу в качестве иллюстрации его материалы.

График снижения количества драк. В первый день на 30 воспитанников 12 драк, через 12 дней после 4 заседаний общего совета их осталось 4.



Таблица, отражающая выборы судей среди воспитанников за месяц:



Подсчет скорости чтения своего подопечного Стефана, который жил у него и воспитывался некоторое время, также можно отнести к количественному отражению эксперимента. Только делал Корчак свои подсчеты совсем не так, как в современной школе. «Мы проверяем его успех в беглости чтения» — так говорит Корчак о своих занятиях. Да, он считает время, буквы и строчки, записывает все в особую тетрадь, но при этом он дает возможность прочитать один и тот же текст 3 раза, он показывает мальчику его преодоление и создает, говоря современным языком, ситуацию успеха. Он обсуждает, почему сегодня чтение удалось/не удалось. Картина из современной начальной школы, увы, не радует, поскольку цель проверки скорости чтения — контроль соответствия требованиям, никакой педагогической нагрузки такая работа не несет, на мой взгляд, если не считать ее со знаком минус, например, при вывешивании в классном уголке итогов такой проверки…

Кроме статистических методов анализа, куда он также включал измерение роста и взвешивание воспитанников, Корчак предлагал использовать киносъемку как инструмент наблюдения за поведением, ростом личности, ее изменениями. В современных условиях это сделать гораздо проще, а актуальность этого метода фиксации изменений очевидна. Почему чаще используется только фиксация достижений, памятных событий и нет кропотливой работы наблюдения за развитием ребенка с помощью видеосъемки?

Используя свои наблюдения, записи, их анализ Корчак шел к «великому синтезу ребенка». Его исследования имели целью создать всеобъемлющую науку о ребенке, которая учитывала достижения различных научных дисциплин. Осуществилась ли его мечта? Надеюсь, что реализация именно синтетического подхода к ребенку еще впереди. Пока радует начавшийся интегративный подход к обучению в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения.

3. Любой экспериментатор останавливается, анализирует, меняет условия, ход эксперимента, если результаты его не устраивают. Так и Корчак прервал работу суда в Доме сирот, когда увидел, что он не достигает цели, которая была им сформулирована следующим образом: «Цель суда — сделать так, чтобы воспитатель не был вынужден приводить детей к послушанию грубо, палкой, окриком, словно пастух или конюх, а спокойно и умно обсуждал с детьми (которые часто лучше воспитателя знают, кто и в какой степени не прав), оценивал и советовал. Задача суда — заменить драку работой мысли, взрывы злости — педагогическим влиянием».

Так что же пошло не так, как задумывал Корчак? Его размышления: «Мы еще не доросли или у нас еще не доросли». «Суд не вошел в нашу жизнь величаво как важный законодательный акт, а проскользнул пугливо и смиренно». После перерыва были внесены важные изменения. Так, дети имели право подавать в суд на взрослых, в том числе, воспитателей. Особый смысл имела практика подачи в суд на самого себя, Корчак сделал это 5 раз, тем самым показывая, что и взрослый может ошибиться, главное, осознать ошибку. То есть, оценка каждого ребенка складывалась из самооценки (сделал что-то не так, вне правил и законов), оценки ребят (судей) и воспитателей и давала полную картину развития качеств личности на определенный момент времени.

Почему бы такую же схему не применять и нам, например, при проведении методических конкурсов на Галактике? Тем более, что технически это возможно! Примеры такие есть — сетевой конкурс «Учитель года 2010» — вот так выглядела методическая разработка, прошедшая само, — взаимооценку и оценку экспертов, итог подводился как сумма всех баллов, что в полной мере отражало точки зрения всех субъектов взаимодействия. Автор выражал и обосновывал свою точку зрения на разработку, что способствовало развитию и критического мышления и методической оценки. Учитель не может научить мыслить критически никого, если он сам не готов критически оценить свой труд, не правда ли? Как иллюстрация подобного — слова Корчака, который цитировал древних греков: «Отдайте своего ребенка на воспитание рабу, и вместо одного раба у вас будет два».

Впрочем, можно говорить и об ответственности за результаты конкурса, которую участник возлагает, прежде всего, на самого себя, а не на экспертов, которые многократно вынуждены были смотреть предложения и вносить свои замечания.

4. Корчак приучал своих воспитанников оценивать не только свои поступки, но и других ребят и взрослых. «Плюс – люблю, уважаю; минус – не люблю и знать не хочу; нолик – мне все равно, он мне безразличен» — такая градация была для оценивания всех обитателей Дома сирот. Голоса собирались на бумажках, подсчитывались комиссией и по итогам плебисцита воспитанникам присваивались звания. Самое высокое — гражданин Дома сирот, были и «неисправимые», Это звание могло быть изменено через 3 месяца, если воспитанник находил себе «опекуна» из числа ребят, который мог бы за него поручиться и помогать ему. Чем не формирующее оценивание, которое является «помощью в процессе», повернуто к человеку, к его внутренней силе и является условием развития этой силы?

5. «Кто это сделал – неизвестно. Никто не хочет признаться. Если очень стараться, узнать можно всегда. Но так неприятно искать, следить, подозревать. Если что-нибудь случилось и неизвестно, кто это сделал, то подают в суд на неизвестного. На него заводят дело, судьи судят и вывешивают приговор на судебной доске. Если этот поступок позорит все учреждение, совет постановляет пришить на знамени учреждения черный траурный лоскут».

Два комментария к словам Корчака:
Воспитанники учились писать — подать заявление в суд, внести себя в список и читать — прочесть объявление, записку, открытку от Корчака — не для урока (читай для оценки!), а для жизни. Это было им жизненно необходимо! Если ребенок был мал и не умел читать и писать, ему говорили — найди того, кто тебе поможет. Никакой искусственности! Все реально и нужно! Хватает ли таких ситуаций нашим ученикам? Создаем ли мы их в достаточной степени часто?

Если признать всю нашу систему образования одним учреждением со своим знаменем, то сколько черных меток появилось бы на нем по итогам недавней сдачи ЕГЭ, когда кто это сделал — неизвестно, а поступок позорит все учреждение!

6. Все, кто оказывался втянутым в орбиту Корчака, несли его свет и тепло дальше, воплощали его принципы в жизнь, не позволяли, чтобы люди забыли Старого Доктора. Вот только несколько примеров:
Александр Левин, один из воспитателей из Варшавского Дома сирот, оказался в ГУЛАГе, потом создал польский детский дом на Урале, применив все лучшее, что узнал от Корчака. Подробнее о нем и его книге «Польский дом на Урале» можно прочитать в журнале Новая Польша. Статья А. Левина «Януш Корчак-мыслитель и педагог»l.

Игорь Неверли, секретарь и помощник Корчака, воспитатель Дома сирот, позже перенял от Корчака пост редактора детского журнала. Как участник сопротивления оказался в концлагерях. После окончания войны и освобождения написал книгу об одном из товарищей по концлагерю «Парень из Сальских степей». В 1982 году И. Неверли было присвоено звание Праведник народов мира за спасение евреев в годы второй мировой войны. О Корчаке он написал роман «Живые связи».

Шмуэль Гоголь — основатель единственного в мире детского оркестра, играющего на губных гармониках.



Какое отношение к Корчаку имеет его история? Самое прямое! Воспитатель подарил своему воспитаннику в 1939 г. на 7-летие губную гармошку, о которой он мечтал. Гармошка и спасла мальчику жизнь, несмотря на то, что он оказался в Освенциме. Когда незадолго до гибели кто-то спросил Корчака, чтобы он сделал после освобождения – если дождется, конечно,- Доктор ответил, что хотел бы воспитывать осиротевших немецких детей.
Шмуэль Гоголь воплотил в жизнь и эту идею своего Учителя: правда, воспитывал он не осиротевших детей, но на протяжении многих лет он приезжал в Германию, чтобы участвовать вместе со своим уникальным оркестром в немецко-израильских встречах молодежи городов-побратимов Рамат Ган (Израиль) и Вайнхайм (Германия), которые впервые состоялись летом 1986 года. 700 участников за 35 встреч таков итог двусторонних отношений. Вплоть до свой смерти в 1993 году Шмуэль Гоголь был их постоянным участником.
Подробнее историю самого юного музыканта Освенцима можно прочесть в моем материале «…Он всю жизнь играл с закрытыми глазами».

7. Отражение творчества и жизни Корчака приобретает различные формы, хотела бы назвать старый, еще советский мультфильм «Расскажите сказку, доктор!» часть 1часть 2часть 3, в котором есть 2 сюжетные линии — одна по мотивам истории Короля Матиуша Первого, а вторая — реальной жизни и смерти Корчака и его детей. На основе этого мультфильма можно, на мой взгляд, говорить с учениками, в том числе, и начальной школы, и о книге, и самом Януше Корчаке. (Пришла мысль о дидактизации мультфильмов как начале реализации идеи моего образовательного запроса.

Дополнительно в тему — видеосюжет «Зеленое знамя детства».

Завершая свое личностное описание, отражающее мой взгляд на классика педагогики Януша Корчака, приглашаю вас, уважаемые коллеги, к разговору о том, когда состоялась ваша первая встреча с ним, что затронуло вашу душу и сердце в его педагогике, есть ли точки соприкосновения с его постулатами и ощущениями, восприятием ребенка как человека, который уже живет, а не готовится к жизни. 
Буду рада вашим вопросам, уточнениям, комментариям!

Произведения Я. Корчака, доступные в интернете:
Как любить ребенка
Король Матиуш Первый
Когда я снова стану маленьким

Для написания материала использованы материалы интернет и книги:
В. Кочнов «Януш Корчак» Книга для учителя М.»Просвещение» , 1991
Я. Корчак «Избранные педагогические произведения» М.»Педагогика», 1979
Я. Корчак «Как любить ребенка» Книга о воспитании» М, Издательство политической литературы, 1990

 

Елена Годунова

Оригинал статьи опубликован на портале Образовательной Галактики Интел