Круглый стол на тему «Школьное образование России: риски и перспективы» прошел 2 октября в Москве. Инициатором выступил Комитет гражданских инициатив (КГИ) – неформальная структура во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным, созданная в апреле 2012 года.
Для участия в мероприятии были приглашены представители Министерства образования РФ, Высшей школы экономики, исследователи и эксперты в области образовательной политики.
Участники круглого стола по вопросам образования – в основном, известные в своей сфере деятельности люди. Это политик и учёный академик Российской академии образования, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) Александр Асмолов; заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер; заслуженный учитель РФ.
Среди представителей школ от регионов присутствовали директор гимназии города Слободского Кировской области Злата Баранова, один из руководителей независимого профсоюза «Учитель» Андрей Демидов, директор нелидовской школы № 4 Тверской области Сергей Погодин и учитель русского языка и литературы из Удмуртии Анна Инютина – один из авторов открытого письма в адрес министра образования РФ Дмитрия Ливанова.
Обсуждение острых проблем в российском образовании захватил участников встречи, и они провели за круглым столом более трех часов.
Организаторы предложили обсудить проблемы, лежащие в плоскости финансирования образовательных учреждений. Как пояснил Евгений Гонтмахер, важно понять, почему вливание колоссальных средств в образование не дает тот результат, на который рассчитывали реформаторы.
Одна из проблем – увеличение заработной платы учителям, в том числе за счет увеличения нагрузки на них. Сегодня нагрузка составляет в среднем 24-28 часов в неделю при ставке 18 часов. Как следствие – сокращение числа учителей в школе, прежде всего за счет совместителей и передаче освободившихся часов штатным учителям, часто и по другим, непрофильным, предметам. При этом разброс этих зарплат очень велик и зависит как от квалификации учителя и стажа его работы, так и от того общеобразовательного учреждения, где он трудится. Внедрение системы подушевого финансирования с поправочными коэффициентами позволяет регионам не только поддерживать лучшие учебные заведения, но и существенно увеличивать финансирование сельских и малокомплектных школ. Но на деле же увеличение коэффициента одним школам влечет за собой уменьшение этого коэффициента в других школах.
Например, Школа № 4 – самая большая в Нелидовском районе Тверской области (у нас обучаются восемьсот двадцать пять детей), соответственно и финансирование, и поправочный коэффициент должны быть самыми солидными. Но на деле и регион и муниципалитет оставляет за собой право уменьшать или увеличивать этот коэффициент разным школам по своему усмотрению, что, по мнению экспертов, совсем недопустимо. «Муниципалитеты получают деньги на образование в виде субсидий и субвенций из центра. Это не их деньги. И они не должны оперировать средствами школы. Иначе теряется весь смысл подушевого финансирования. Зачем школе бороться за ученика?», — отметил Евгений Гонтмахер.
Андрей Демидов озвучил проблемы, с которыми сталкивается профсоюз. В частности, статья 278 Трудового кодекса не дает директорам школ никакой самостоятельности и ставит в прямую зависимость от местного чиновника. На что представители Министерства образования ос сожалением отметили, что чиновники действительно не хотят использовать потенциал активных руководителей.
Другая проблема, которая тяготит школьные коллективы, – это административные барьеры. Участники встречи отмечали: общеобразовательная школа сегодня жестко встроена в вертикаль управления, лишена былой самостоятельности и вынуждена четко выполнять поступающие сверху указания и директивы. Таких директив поступает все больше, и директор тратит большую часть своего рабочего времени именно на то, чтобы отписываться от множества запросов и отбиваться от бесконечных проверок. Члены Комитета гражданских инициатив вспомнили случай, когда этим летом проводили исследование состояния общего образования в Чувашии, Кировской и Воронежской областях и Республике Саха (Якутия). Когда приехали в одну из школ, там одновременно было семь (!) проверяющих из разных инстанций.
Обычно предписания той же прокуратуры не могут быть реализованы из-за отсутствия средств либо явной мотивации. Например, в Якутии школы – кочевые, ну о каком ограждении может идти речь, тем более на десятки километров вокруг никого и ничего? Но закон есть закон, поэтому у кочевых школ появляются кочевые заборы…
Сегодня большинство школ России хорошо оснащены современным оборудованием, в школах достаточно компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок… Но часто суперсовременная техника устанавливается в школах с дырявыми крышами. В регионах много школьных зданий, требующие ремонта, очень часто – капитального, и средств на это ни у регионов, ни у муниципалитетов нет.
Говорили участники круглого стола и об оптимизации образовательной сети, когда дешевле построить дорогу до деревни, чем содержать в ней школу. Обсуждали проблему массовой переподготовки учителей в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Как оказывается, это довольно серьезная проблема, когда на деле ни о какой переподготовке говорить не приходится. А главное, все задавались вопросом: почему те новшества, которые привносятся в образование и которые должны улучшать его качество, перерождаются на пути к школе и не дают того эффекта, на который были рассчитаны? Несмотря на то, что расходы на одного ученика с 2001 по 2013 год увеличились более чем в три раза, заметного роста качества образования по разным оценкам за эти годы не произошло. Россия не улучшила свои показатели ни в международных тестах, ни по результатам внутренних тестов, например, ЕГЭ и ГИА.
Все вышеперечисленное требует системного подхода, поэтому Комитет гражданских инициатив планирует организовать широкое общественное обсуждение затронутых тем с целью выработки предложений, направленных на преодоление возникающих барьеров на пути реформ в общем образовании. К участию в этой работе планируется привлечь работников образования, представителей реального сектора экономики, экспертов в области образовательной политики.
Все участники круглого стола остались довольны разговором, обменялись телефонами и электронными адресами.
«Что касается меня, то я увидел действительную заинтересованность у всех собравшихся в решении проблем образования» — отметил Сергей Погодин по окончании «круглого стола».