Учителя выступают против закона Об образовании в России

Учителей беспокоит, что новый законопроект об образовании не гарантирует достойный уровень дохода преподавателя

Группа учителей добивается внесения поправок в новый законопроект об образовании. В существующем варианте они видят опасность коммерциализации и «смерти массового образования и науки».»Сам закон вроде бы не несет опасности, но декларации свободного доступа к образованию — пустые слова. Со стороны государства нет никаких гарантий бесплатности образования. В конкретных статьях дается возможность коммерциализации высшей школы: это может быть сделано на уровне указов и подзаконных актов», — говорит профессор Елена Галкина, представитель инициативной группы сотрудников и студентов Московского государственного педагогического университета.При этом некоторые учителя в целом оценивают новый законопроект позитивно, а в думском комитете по образованию и науке не видят причин для беспокойства и советуют перечитать 417 страниц документа.Законопроект прошел первое чтение в Госдуме 17 октября — его поддержала вся фракция «Единой России» и часть представителей ЛДПР. При этом лидер партии Владимир Жириновский на слушании заявил: «Хорошее образование ведет к революции, при хорошем уровне образования образованные люди выходят на улицы и свергают власть, создавшую такую систему обучения

Дату второго слушания обещали назначить на конец ноября.Общественники надеются до этого момента быть услышанными: они направили свои поправки в Госдуму, согласовали митинг на 10 ноября в Москве и заявили серию пикетов в Ижевске, Санкт-Петербурге, Перми, Владивостоке и Иркутске.Авторы поправок – профсоюз «Учитель», ассоциация «Свободный университет» и движение «Российским детям — доступное дошкольное образование» — изложили в 13 пунктах, какие подводные камни они видят в новом законопроекте.

Образование для богатеньких?

Учителя обращают внимание на сокращение бюджетных мест в вузах. В прежнем законе была норма: 1700 бюджетных мест на каждые 10 тысяч населения, в новом — 800 мест на каждые 10 тысяч граждан в возрасте от 17 до 30 лет. Авторы поправок предлагают вернуть прежний норматив.

Григорий Колюцкий, инициатор создания научно-образовательной колонны на митинге оппозиции «Марш миллионов» и научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, важной поправкой считает пункт о бесплатности магистратуры. По его словам, в законе строго не прописано, что не только бакалавриат, но и магистратура будут не для «богатеньких, а для всех».

Он обращает внимание на предложение общественников оставить пункт о правовом статусе лицеев, гимназизий и специализированных школ, называя их «соломинками, за которые пока еще держится научное сообщество». В новом законопроекте особые права таких учебных учреждений, по его словам, не прописаны.

Инициаторов поправок возмущает появление новой статьи 91, регламентирующей особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов России и получения теологического и религиозного образования. Профессор Елена Галкина назвала ее основанием для «государственного финансирования богословского образования». Этот пункт предлагают убрать вовсе.

Оценка Сталина

Учителей также беспокоит, что законопроект не гарантирует достойный уровень дохода преподавателя. Они требуют, чтобы зарплата учителей была не ниже средней по региону. «Сейчас [зарплаты] уравниваются за счет того, что учителя берут полторы ставки, отчего ухудшается качество преподавания», — сказала Галкина.

Большие вопросы вызывают и академические свободы преподавателя. «По действующему закону, преподаватель не имеет права агитировать в пользу какой-либо политической партии или движения, что логично. Но в новом законопроекте идет речь о том, что он не имеет права своим преподаванием принуждать студента к принятию религиозных, политических или иных убеждений», — подчеркнула Галкина. Она считает, что это обернется репрессиями против педагогов, а значит пункт нужно вычеркнуть из законопроекта.

Андрей Демидов, сопредседатель независимого профсоюза учитель и преподаватель истории, объясняет, что в гумантитарных науках преподаватель дает оценки «сплошь и рядом», а значит ему придется «следить за генеральной линией», чтобы недолжным образом не отозваться, например, о Сталине.

Демидов выделяет среди поправок пункт против упразденения сельских школ. Действующий закон разрешает закрыть школу по решению сельского схода. В новом это право получают органы местной власти, в которых, как подчеркивает Демидов, «сидят сами знаете кто».

«Закон настолько плох, что его никто, кроме Жириновского, не поддержал», — заключил Колюцкий.

«Перечитывайте закон»

Пока авторы поправок не получили ответа из Госдумы. Но первый заместитель главы думского комитета по образованию, представитель фракции «Единая Россия» Владимир Бурматов заверил в беседе с корреспондентом Русской службы Би-би-си, что этот документ в Думе получили и изучают.

Он не видит причин для беспокойства. «Закон об образовании не может подразумевать сокращение бюджетных мест. Это не совсем правильная интерпретация. Вопрос о количестве бюджетных мест принимает министерство образования. Сейчас, насколько я понимаю, министерство не планирует их сокращать. Министр транслировал свою позицию – около полугода назад было заявление от Дмитрия Ливанова о том, что сокращений не будет», — подчеркивает депутат.

Бурматов не считает, что пункт о религиозном образовании распространяется на обычные школы. «Наличие курсов по религии — вопрос федеральных образовательных стандартов. Любой курс, который изучает ученик, в них прописывается. Очевидно, что министерство выделило это в законе. У нас есть православные гимназии, где изучаются соответствующие дисциплины. В общеобразовательной школе никто ничего не может навязывать. Чтобы не беспокоиться, нужно чаще перечитывать закон», — заявил он

Депутат также утверждает, что бесплатное образования не только декларируется. «Магистратура не станет платной. У нас гарантируется бесплатное высшее образование на конкурсной основе. Магистратура — это часть высшего образования», — говорит Бурматов.

«О религии — ненавязчиво и осторожно»

Среди учителей есть и те, кто видит в законе хорошие стороны. Директор центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты Ефим Рачевский отмечает, что законопроект объявляет гарантии дошкольного образования.

«Многие семьи воспринимают это как принуждение семьи водить ребенка в детский сад. Это неправильное восприятие, потому что текст написан невнятно. Сейчас его должны поправить», — сказал он Русской службе Би-би-си.

Рачевский отмечает еще несколько плюсов. «Законопроект делает дошкольное образование ступенью общего образования. Еще одна существенная вещь – это изменение системы начального профессионального образования. Сегодня требуются рабочие высокой квалификации. Правильно сделать начальное профессиональное образование ступенью среднего профессионального», — говорит учитель.

Он заключил, что в целом позитивно относится к законопроекту, «потому что он начисто лишен популистских проявлений и не мешает работать образовательной организации».

Рачевского беспокоит объем законопроекта и его излишняя детализация, «которая неизбежно приводит к множественным правкам: закон, принятый в 1992 году уже напоминает лоскутное одеяло». Он тоже считает, что из законопроекта нужно выбросить всю часть, связанную с религиозным образованием.

«Если кому-то придет в голову вводить религиозное образование, это нужно делать ненавязчиво и осторожно. Необязательно об этом писать в законе об образовании», — заявил учитель.

Дарья Луганская ,Русская служба BBC

Источник