Зарплату платят. Но не всю…
Всеволод Луховицкий

Учителя Братска протестуют против снижения заработка

Сколько зарабатывает сейчас учитель? Cудя по опросу, проведенному на сайте Завуч.инфо, 55% учителей получают меньше 10 тысяч (при том что у 60% участвовавших в опросе нагрузка больше 21 часа). Довольны ли учителя своей зарплатой? Большинство участников педагогических интернет-форумов отвечают на этот вопрос отрицательно. Но лишь немногие пытаются разобраться в правовой составляющей и активно обсуждают способы индивидуальной защиты своего права на справедливую оплату труда.
Недавно на многих новостных лентах появилась информация о массовых протестных акциях учителей Братска. Чего они добиваются? Мы связались с лидером инициативной группы братских учителей, учителем истории и права Натальей Завериной.

Что же произошло в Братске? Все начиналось с мелочей. Так, с 2005 года учителям не выплачивали деньги на методическую литературу, потом постепенно сократили «северные» надбавки, оплату заведования кабинетом, оплату льготного проезда в отпуск, губернаторскую надбавку, а с сентября 2009 года перестали выплачивать деньги за классное руководство, уменьшили надтарифный фонд с 25% до 19%. Больше всего учителей возмущало нежелание городского и областного начальства как-либо объяснять очевидное уменьшение зарплаты.
В начале нынешнего учебного года общее недовольство привело к возникновению инициативной группы, которая решила разобраться, что же происходит с зарплатой. Лидером группы стала Н.В.Заверина, к этому времени уже имевшая некоторый опыт защиты своих трудовых прав.
В 2008 году она выиграла суд о деньгах на методическую литературу. Позже она помогла отсудить «методические» деньги еще нескольким учителям, обсуждала со знакомыми юристами возможности исков по поводу других невыплат, но поняла, что судебной перспективы у них нет. Вот так и стала Наталья Владимировна лидером протестующих учителей.

Педагогов обвинили в политизации проблемы, в популизме накануне избирательной кампании. Но учителя не испугались и собрали более 800 подписей под обращением к президенту, в котором просили «назначить независимую проверку целевого использования денежных средств министерства образования Иркутской области, департамента образования г. Братска; привлечь к ответственности законодательное собрание Иркутской области, министерство образования Иркутской области, администрацию г. Братска за ухудшение оплаты труда».
Региональная власть отреагировала мгновенно. Были использованы все известные способы давления на «подписантов»: их уговаривали «не позорить наш город и область», им грозили сокращением нагрузки и увольнениями. В школы, где работают активисты инициативной группы, зачастили внеплановые проверки.
К новому году начальству стало ясно, что замять проблему зарплаты учителей не удастся, придется что-то делать. В Братск приезжали губернатор и министр образования Иркутской области. «По логике вещей должна увеличиться зарплата. Но она не увеличивается», – грустно констатировал министр. А губернатор поспешил успокоить учителей сообщением о том, что уже подписаны документы об учреждении 100 персональных грантов по 250 тысяч рублей для учителей области, 10 из которых предназначены для братских учителей.
Разумеется, эти слова не успокоили протестантов. Они убеждены, что их материальное положение изменится только при постоянном контроле действий городской и региональной властей. Многие из них вышли из официального профсоюза работников образования и собираются для отстаивания своих трудовых прав создавать независимый профсоюз учителей. Они уже не боятся: «А чем меня можно напугать? Уволить не смогут, а зарплату мне все равно директор выписывает минимальную, только за часы», – объясняет Н.В.Заверина.
Мы не знаем, добьются ли братские учителя удовлетворения своих требований. Но некоторые важные выводы из ситуации можно сделать уже сейчас.:
1. Местные и региональные власти не могут игнорировать массовые протесты учителей и вынуждены идти на уступки. Так, например, уже сейчас братским учителям восстановили 25-процентный надтарифный фонд.
2. Реально сделать что-либо с протестантами нельзя, если они поддерживают друг друга: можно уволить одного учителя, но не 500.
3. Чиновники легко находят юридические неточности в учительских формулировках и используют их как доказательство необоснованности всех требований вообще. Поэтому самое главное, в чем нуждаются учителя, – это правовая помощь.
4. Без СМИ и поддержки извне учительские протесты малоэффективны.
5. Возможные союзники учителей – правозащитные и общественные организации.
6. Учителя зачастую не рассчитывают на поддержку со стороны официального профсоюза работников образования из-за соглашательской политики, проводимой некоторыми профсоюзными лидерами. Учителям нужен профсоюз, реально отстаивающий их трудовые права.