Зарплату учителя определит успех ученика

16:03 17/01/2011

Наталья Иванова-Гладильщикова, специально для РИА Новости.

Зарплата российского педагога с 1 января этого года зависит от результатов его аттестации. Внедрение новой системы оплаты труда и аттестация проходят одновременно. Но как измерить успешность работы учителя? В одном классе – сильные дети, в другом – слабые. Где гарантии того, что высшую категорию получат действительно лучшие учителя, а не те, кто числится в любимчиках у директора? Многие уверены: новая система аттестации посеет вражду и напряжение в школьных коллективах. А учить детей станет некогда.

Аттестация – раз в пятилетку

Отныне каждый учитель раз в пять лет должен подтвердить квалификацию и сдать экзамен на допуск к профессии. Отсрочка на два года дается молодым специалистам и беременным женщинам. Теперь будут только две (а не три, как раньше) квалификационные категории: первая и высшая. Тот, кто не справится с переаттестацией, должен либо пройти переобучение, либо уволиться.

По мнению идеологов новой системы, переаттестация нужна хотя бы потому, что в век интернета и новых технологий детей нужно учить по-новому. Но для этого педагогу самому придется многому научиться. И именно аттестация может стать для учителя стимулом к самосовершенствованию.

 

 

Учителя уже не боятся компьютеров и почти не боятся детей — Медведев

Уменьшить плеерДобавить видео в блог

Главный критерий оценки работы учителя, по мнению Министерства образования, – это успешность учеников. Например, первая категория будет присваиваться педагогам, которые не только владеют современными образовательными технологиями, но и демонстрируют (с помощью учеников) высокое качество работы. То есть «показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации».

Высшую категорию получат те, кто уже имеют первую категорию и чьи ученики не только демонстрируют стабильные результаты освоения образовательных программ (и «показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации»), но и являются участниками, а лучше призерами и победителями всероссийских, международных олимпиад и других конкурсов и соревнований.
Единственное, что пока непонятно: как будут аттестовывать учителей начальных классов? Их ученики в экзаменах и олимпиадах не участвуют.

За все достижения учителям будут начисляться баллы: за результаты ЕГЭ, участие учеников в олимпиадах, методическую работу (она включает и посещение уроков коллег), за внеклассную деятельность (театр, школьный музей, библиотека) и даже – за наличие у учителя печатных работ.

От того, какую категорию присвоят учителю, будут зависеть надбавки к базовой части зарплаты. Более успешные получат стимулирующие надбавки, а менее квалифицированные могут остаться на голой базовой ставке.

Кто будет решать судьбу учителя? По документам Минобрнауки, это – аттестационная комиссия, которую формирует образовательное начальство субъекта федерации. В состав комиссии могут войти представители федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций и общественных объединений, попечительских и педагогических советов школ…

Если учитель не смог пройти аттестацию, директор школы должен направить его на курсы повышения квалификации, либо предложить ему другую, нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Впрочем, скорее всего такой учитель просто сам уйдет из школы или будет уволен.

Что произойдет на самом деле

На самом деле оценивать работу учителя только по результатам его учеников нельзя. Да и сколько у нас найдется учителей, которые будут выдавать результаты выше средних по региону? Куда денутся остальные, среднестатистические педагоги?

Как говорят сами учителя, если в классе подобрались умные дети, с адекватными родителями, то там не надо прилагать особых усилий, и результаты будут впечатляющие. С трудными же во много раз больше затрачивается сил, нервов, времени, здоровья, а результат в лучшем случае «нулевой». Что делать? Плюнуть на слабых детей и всеми силами стараться заполучить хороших? К этому как раз и может привести новая система аттестации. На самом деле учитель может потратить огромные усилия на то, чтобы слабый ребенок начал учиться. И даже, если он получил «4» по контрольной работе, для него это – максимальное достижение, и учитель, который добился такого результата – герой. Благодарности же ему за это – никакой. Наверно, стоит подумать о том, как оплачивать работу учителя в такой ситуации. Но об этом пока никто не задумался.

Новая система аттестации неизбежно приведет к выдавливанию из школ слабых учеников. Сделать это нетрудно: достаточно создать для такого ребенка невыносимую обстановку, занижать ему и без того низкие оценки. Ведь чем меньше в классе двоечников-троечников, тем выше зарплата учителя.

А уж что касается получения высшей категории, то ее (если следовать новым правилам аттестации) смогут получить всего несколько десятков учителей по стране: ведь их ученики должны показать хорошие результаты на всероссийских и даже международных олимпиадах. Таких детей очень немного. Опять же, какая экономия бюджета!

Учитель Любовь Савельева считает: «Качество образования измерить нереально, это не только от учителя зависит». По ее мнению, в первую очередь нужно значительно увеличить учительскую ставку, которая должна составлять не четыре тысячи, а не менее двенадцати. Это позволит более качественно работать, а не набирать по две, две с половиной ставки, чтобы свести концы с концами. Ведь окончательная сумма зарплаты зависит от ставки. И еще – нужно доплачивать хотя бы по один-два процента за каждый отработанный год. Любовь Савельева предлагает на федеральном уровне утвердить доплаты в 40% за высшую категорию, и 20% – за первую. «А что касается стимулирующей части – это очень трудно и порой унизительно», — считает учитель, на себе ощутившая новую систему оплаты труда.

Во многих пилотных регионах, где уже перешли на эту систему, вся стимулирующая часть уходит на доплату техперсоналу, ставки которого ниже установленного законом минимума (и поднимать которые почему-то никто не собирается), и на обязательные выплаты типа классного руководства, проверки тетрадей. Некоторым школам уже с 1 января 2010 года стимулирующие надбавки не платят (их выплаты теперь – прерогатива регионов, а среди них не все богатые)! А раньше надбавки начисляла комиссия в лице директора и завуча. Понятно, что чем лучше отношения учителя с директором, тем большая у него будет надбавка. А обширные списки состава аттестационной комиссии на деле сведутся к тому же директору, завучу, представителю профсоюза и Совета школы. Кто из представителей исполнительной власти в регионе будет этим заниматься? К тому же, как справедливо заметила одна учительница, какое отношение к оценке профессионализма, например, учителя 5-го класса, имеют управленцы? Что они понимают в содержании предмета и методике его преподавания? Словом, решать все будет директор.

По словам московской учительницы русского языка и литературы Елены Ивановой, которая испытала на себе новую систему (в одной из столичных гимназий), в школьном коллективе неизбежно возникает вражда, кадры там не задерживаются, учителя подсиживают друг друга.

Одна знакомая учительница сказала: «Аттестацию должны проходить сначала чиновники от образования. Жалко, что они себя забыли включить в списки. Много некомпетентных предложений поступает от них. И главное, никто не отвечает за их провал. Они не работали в школах, но знают, как нас аттестовывать».