28 ноября в рамках Четвертой сессии Конгресса работников образования и науки состоялся круглый стол «К новому качеству образования: трудовые права учителей». В обсуждении приняли участие педагоги, родители, руководители образовательных учреждений, представители общественных организаций. Первым был доклад Марины Балуевой, члена Совета профсоюза «Учитель». Марина рассказала о последствиях введения новой системы оплаты труда (НСОТ), трех основных моделях НСОТ и идее введения стимулирующей части заработной платы. Балуева отметила, что у хорошей на первый взгляд идее стимулирования труда педагога есть как минимум два уязвимых места: критерии оценивания качества труда и распределение стимулирующих с участием коллектива. Универсальные критерии оценки педагогической деятельности сложно выводятся, так как педагоги работают в разных условиях, с разными детьми и по-разному. Много существует формальных критериев, что приводит к имитации деятельности — например, участия в конкурсах, которые никому не интересны, только для отчетности.
Коллектив почти всегда отстранен от участия в распределении стимулирующих и не может добиться своего участия, так как руководству удобнее сохранить свою монополию. Для реализации НСОТ необходима прозрачность начисления зарплаты, но в большинстве случаев директор отказывается предоставлять данные о зарплатах сотрудников, а система расчета сложна и запутана.
Андрей Демидов, председатель Ревизионной комиссии профсоюза «Учитель», сделал обзор наиболее актуальных проблем российского образования. Профстандар написан для ангелов, считает Демидов, и ставит учителя заранее в униженное и зависимое положение, так как полностью соответствовать профстандарту невозможно. Складывается впечатление, что «не наказывают учителя лишь потому, что начальство доброе и относится с пониманием. Но это до той поры, пока он не начнет перечить начальству, а еще хуже — вступит в независимый профсоюз и начнет требовать законности и справедливости. Тут ему все пропущенные запятые в рабочих программах припомнят. Выступать учителю против руководства сложно, так как нет уверенности, что поддержат коллеги», — заявил А.Демидов на круглом столе. Еще одна проблема — у учителей нет образа правильной реформы системы образования. Педагоги-идеалисты не хотят бороться только за зарплату, но и времени осмыслить происходящее, обсудить его с коллегами, выработать позицию тоже катастрофически не хватает. Сокращение или упразднение стимулирующей части зарплаты в последние годы заметно уменьшило зарплаты педагогов.
Что предлагает профсоюзный активист? Упростить правила, сократить поле ответственности, сделать более прозрачной систему организации труда, воспринимать работу учителя как работу ремесленника: если он хорошо учит, то больше ничего от него не имеют права требовать. Уйти от новой системы оплаты труда и перейти к отраслевым тарифным сеткам, отказаться от подушевого финансирования и вернуться к сметному. Установить ограничения по нагрузке, хотя бы 1,5 ставки на педагога, не больше. При большей нагрузке учитель не может качественно учить, а также «выматывается» физически и психологически. Требовать роста гарантированной части зарплаты. Именно гарантированная часть должна обеспечивать достойный уровень жизни, а сверх нее — учитель должен иметь выбор — что-то делать ради дополнительных баллов или ограничиться непосредственными обязанностями.
Елена Коняева, учитель русского языка и литературы из Белгорода, рассказала о катастрофическом росте контроля за трудом учителя на примере собственной школы, в том числе, методы контроля используются для того, чтобы держать учителя в постоянном напряжении и страхе. Елена рассказала, что уроки теперь посещают не представители методического объединения по предмету, а руководство, которое выносит абсурдные по содержанию замечания. Как вести урок, какие формы подачи материала использовать — всегда было оставлено на усмотрение педагога как представителя творческой профессии. Сейчас урок должен соответствовать набору формальных критериев, и на учителя по результатам проверок составляется «досье», к которому в любой момент могут обратиться и заявить о его профессиональной непригодности. Темы классных часов также «спускаются» сверху и похожи на кампанейщину. Елена отметила, что постоянный стресс негативно сказывается на здоровье.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель», презентовал выпуск профсоюзной газеты и присоединился к мнению Андрея Демидова в том, что учитель должен иметь достойный уровень зарплаты, даже если он не пытается прыгнуть выше головы и победить на всех конкурсах. Зарплата в разных регионах не должна отличаться так существенно как она отличается сейчас. Нужны единые ставки. Понятия «эффективный контракт» нет в Трудовом кодексе РФ, на который нужно ориентироваться в первую очередь. Новые условия труда должны оформляться дополнительным соглашением к трудовому договору, и если эти соглашения не устраивают весь коллектив, можно начать процедуру коллективного трудового спора. Оплата медицинских освидетельствований, повышения квалификации должна происходить за счет работодателя — это также закреплено в ТК РФ. Поскольку образование отдано в основном в ведение регионов, добивать реформ, изменений нужно на региональном уровне в первую очередь.
Сергей Онищенко, учитель информатики из Санкт-Петербурга, член профсоюза «Учитель», рассказал о возможности использования аттестации на соответствие как инструмента увольнения неугодных. Сергей добивается в суде отмены решения аттестационной комиссии школы, так как аттестация в его случае происходила без участия представителя профсоюза. Он также сообщил, что если работодатель не провел специальную оценку рабочего места (СОУТ), то его можно привлечь к ответственности и взыскать компенсацию.
Лариса Павлова, преподаватель музыки из ДШИ Архангельска, проинформировала участников круглого стола о нарушениях в системе финансирования образовательных учреждений, которые ей и ее коллегам удалось разыскать. По мнению Павловой, бюджеты муниципальных образований и регионов намеренно скрываются от граждан, чтобы они не могли проверить использование средств. Также Лариса сообщила, что им постоянно навязывают статус «дополнительного образования детей», тогда как в музыкальных школах всегда были программы предпрофессионального образования.
Руководители образовательных учреждений рассказали о своих проблемах, в частности, в сфере среднего профессионального образования. Зарплаты педагогов в медицинских колледжах существенно ниже зарплат врачей. Как следствие — кадровый дефицит. Огромной проблемой является профстандарт: он вбивает клин между руководством и сотрудниками учреждения. Очень мало педагогов, которые имеют медицинское и педагогическое образование одновременно, а значит они должны не просто проходить курсы повышения квалификации, а получать второе высшее образование. Надо отложить введение профстандарта — прозвучало такое предложение. После этого разгорелась дискуссия, действительно ли работники должны проходить переподготовку, или профстандарт распространяется только на тех, кто вновь приходит работать? Общего мнения у участников круглого стола не было.
В завершение участники круглого стола обсудили проекты резолюций по образованию, которые планируется направить президенту и министру образования. Очевидно, что на данный момент требуется серьезная коррекция как законодательных норм, так и практической политики в сфере образования.
Обзор подготовила Ольга Мирясова, оргсекретарь профсоюза «Учитель»