В сентябре 2010 года Татьяна Язвинская, преподаватель музыкальной школы Лыткарино Московской области, начала работать в должности концертмейстера. В последующие годы Татьяна брала прежнюю нагрузку концертмейстера, но без заключения нового трудового договора или дополнительного соглашения. Однако в сентябре 2017 года работодатель отказал Татьяне в предоставлении работы по прежней трудовой функции, у педагога существенно снизилась зарплата. Оснований для расторжения трудового договора в одностороннем порядке у директора школы не было. Cуд принял сторону истца и обязал работодателя выплатить Татьяне Язвинской около 170 000 рублей компенсации.
История такова. В 2010 году работодатель заключил с педагогом одновременно два трудовых договора по двум трудовым функциям (преподавателя и концертмейстера) на год. По окончании срока действия ни одной из сторон договоры расторгнуты не были, следовательно, в силу ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации, стали бессрочными и действуют по настоящее время. Но администрация музыкальной школы не шла навстречу в мирном решении трудового конфликта, отказывая Татьяне в прежней нагрузке. От подписания дополнительных соглашений, ухудшающих условия ее труда, Татьяна на начало 2017-2018 учебного года категорически отказалась. В одностороннем порядке педагогу уменьшили педагогическую нагрузку на 2017-2018 учебный год и полностью лишили нагрузки концертмейстера.
Татьяна обратилась в суд с требованием взыскания невыплаченной заработной платы, признания незаконным уменьшения объема нагрузки и выплаты компенсации морального вреда. В суде работодатель представил дополнительные соглашения, которые в ряде пунктов вступают между собой в противоречие и не соответствуют фактическим обстоятельствам оформления трудовых отношений. Более того, некоторые документы, которые работодатель представил суде, Татьяна не подписывала, из-за чего на ответчика ложится подозрение в подлоге документов. Татьяна считает, что, пытаясь обосновать незаконное изъятие нагрузки, работодатель умышленно ввел суд в заблуждение. В период пандемии Татьяна как лицо старше 65 лет находилась на самоизоляции и не могла присутствовать на судебных заседаниях, чем, как полагает педагог, работодатель воспользовался в своих интересах. Однако суд признал требования Татьяны Язвинской законными.
Профсоюз «Учитель» в качестве третьего лица поддержал в судебном споре требования Татьяны.
Юрист профсоюза Юрий Варламов комментирует решение суда:
“Действия администрации Лыткаринской музыкальной школы уже не в первый раз признаются судом противоречащими трудовому законодательству. В данном случае Московский областной суд решил, что срочный трудовой договор по должности концертмейстера, который был заключен с истицей еще в 2010 году и не расторгнут стороной ответчика, получил бессрочный характер. Администрация музыкальной школы уже не может в одностороннем порядке признать его срочным, а должна предоставлять работнику работу и заработную плату в соответствующем объеме по должности «концертмейстер». Заключение же на рабочем месте двух основных трудовых договоров является ошибкой работодателя и не может влечь негативных последствий для работника. В итоге суд взыскал около 170 000 рублей компенсации заработной платы за непредоставленную нагрузку. Принимая во внимание тот факт, что это уже 10-е выигранные первичкой судебное дело против работодателя, профсоюз рассматривает вопрос о начале использования юридических механизмов, в том числе уголовных, защищающих работников от дискриминации.”
Материалы по теме:
Преподаватель ДШИ им.Корнеева намеревается отстоять учебную нагрузку в суде
Профсоюз “Учитель” инициировал создание комиссии по трудовым спорам