Юристы профсоюза «Учитель» приняли участие в подготовке комментариев Конфедерации труда России о выполнении Российской Федерацией Конвенции №29 Международной организации труда о принудительном или обязательном труде. В 2019 году РФ (так же как и другие страны) отчитывается о выполнении этой Конвенции. Комментарии были направлены в Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций МОТ 27 сентября. Их подготовка стала результатом многолетней деятельности профсоюза «Учитель» по вопросу оплаты труда педагогов на ГИА.
Мы надеемся, что обсуждение этого вопроса на международном уровне даст импульс к пересмотру законодательства и практики привлечения педагогов к работе на ГИА, которые на данный момент находятся не строго в рамках трудовых отношений.
Приводим текст комментария полностью.
Пункт 4. Принудительное привлечение педагогов к подготовке и проведению государственной итоговой аттестации
В Российской Федерации сложилась практика массового принудительного привлечения работников образовательных учреждений без их согласия к подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.
Проведение государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является требованием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). (Примечание 1)
Такая аттестация проводится ежегодно на всей территории Российской Федерации. Для её проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются государственные экзаменационные комиссии. Обеспечение проведения ГИА осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Привлечение педагогических работников к проведению ГИА составляет пункт 4 статьи 47 Закона об образовании, согласно которой: «педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».
Таким образом, данная статья не предполагает согласия педагогического работника.
По наблюдениям членской организации КТР — профсоюза работников образования «Учитель» — в нормативных актах на уровне субъектов Российской Федерации, принятых в целях регулирования вопросов компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА, также не установлено требование о получении согласия работника. (Примечание 2) Более того, в ряде субъектов Российской Федерации на начало 2017 года соответствующие нормативные акты вообще отсутствовали.
Профсоюзом «Учитель» предлагалось норму пункта 9 статьи 47 Закона об образовании изменить, указав в ней необходимость заключения с привлекаемым педагогическим работником трудового договора, что предполагало бы необходимость спрашивать согласие у соответствующего работника. Однако данный законопроект Государственной Думой РФ принят не был.
После чего, Профсоюзом «Учитель» в 2019 году был направлен ряд запросов в прокуратуры субъектов РФ с требованием, привести региональные положения, регулирующие вопросы компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА, в соответствие требованиями федерального законодательства. В частности, зафиксировать необходимость заключения с работником срочного трудового договора.
В ответ порядка 20 прокуратур было дано схожее по содержанию разъяснение, а именно: правоотношения, возникающие при привлечении педагогически работников к проведению государственной итоговой аттестации вытекают из публично-правовых отношений, связанных с исполнением педагогическими работниками государственных обязанностей по участию в государственной итоговой аттестации, а поэтому отношения не являются трудовыми и не требуют получения согласия.
Между тем, прокуратурами не учтено, что участие в ГИА считать гражданской обязанностью нельзя, поскольку её выполнение возложено не на всё гражданское население, а только на одну профессиональную группу – педагогических работников.
Данная обязанность также выходит за пределы трудовых обязанностей педагога, поскольку организацию ГИА осуществляет не работодатель, а органы исполнительной власти субъекта.
По оценкам членской организации КТР – профсоюза работников образования «Учитель» из 1, 2 млн. работников сферы образования в России от 10 % до 25 % ежегодно принимает участие в подготовке и проведении государственной аттестации. При том, что в более половине субъектов РФ профсоюзом зафиксированы случаи принудительного привлечения к такой работе. По минимальным оценкам более 100 тысяч учителей ежегодно принудительно привлекаются к такому виду принудительного труда.
Примечания
1. Регулирование ГИА осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Общие требования урегулированы статьёй 59 Закона об образовании; также регулирование осуществляется России N 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52952).
2. Исключение: Кировская область.