Рособрнадзор опубликовал рейтинг качества общего образования. Оказалось, что качественнее всего школьников обучают в Санкт-Петербурге и Москве. Регионы оценивали по 12 критериям, разделенным на три группы.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель», рассказал, почему рейтинг кажется ему очередной бессмыслицей.
В любом исследовании многое зависит от того, какие вопросы заданы и каковы критерии оценки. В этом отношении Рособрнадзор не пытается что-либо скрыть или приукрасить — он откровенно и прямо заявляет: качество образования измеряется результатами ВПР, ОГЭ/ЕГЭ и финансовыми возможностями региона.
Из 12 показателей, учитываемых в рейтинге, в пяти речь идет о результатах ВПР. И это при том, что глава Рособрнадзора постоянно говорит, что «результаты ВПР не должны стать основной для любого рейтингования школ и учителей».
Интересен пункт рейтинга «функциональная грамотность»: «Данный показатель рассчитывается как средневзвешенный процент выполнения в регионе заданий ВПР-2019, направленных на оценку умений применять полученные знания в практических ситуациях». Проведенный профсоюзом «Учитель» анализ содержания проверочных работ показал, что «практикоориентированных» заданий среди них почти нет.
Два показателя — использование лабораторного оборудования и использование компьютеров — могут показать только одно: сколько денег может выделить регион на оборудование. Это, безусловно, очень важный вопрос, но к качеству образования он имеет косвенное отношение: есть много небогатых школ, дающих прекрасное образование.
А «эффективность механизмов управления качеством образования» (словосочетание само по себе дикое — управлять качеством невозможно) рассчитывается на основе проводимой Рособрнадзором ежегодной экспертизы, то есть мы должны поверить на слово, что таковая была проведена.
Среди всех показателей есть только два, по которым родители в самом деле могут судить о качестве образования: поступление в учреждения СПО и вузы своего региона. Хотя непонятно, почему поступление в лучшие вузы страны, расположенные в других регионах, не говорит о качестве образования.
Так что ни о школьной атмосфере, ни об отношении к школе детей, родителей и педагогов мы из этого рейтинга не узнаем. Не столь давно Министерство образования РФ (еще в те времена, когда среднее образование было подведомственно Минобру) выпустило специальное письмо о том, что прежде всего надо обращать внимание на то, насколько родители и дети довольны школой — но ведь это нелегко подсчитать: придется разрабатывать методику, готовить мониторов, а главное — эту работу не перекинешь на школьных учителей.
Не интересуется Рособрнадзор разработкой нового содержания образования или новых методик, отношениями работников с работодателями и школ со своими учредителями.
О качестве управления можно было бы судить по частым увольнениям учителей, нехватке кадров, по количеству конфликтов, вышедших в публичную сферу, и по судебным решениям в отношении администрации, которые бы зафиксировали нарушения трудовых прав педагогов или образовательных прав детей.
Вывод прост: рейтинг сделан для оправдания существующей системы управления образованием, его адресат — не граждане страны, а правительство. И не случайно обнародован рейтинг сейчас, когда по всей стране проходят навязанные Рособрнадзором ВПР.
Всеволод Луховицкий