С 2020 года 18 сентября отмечается как Международный день равной оплаты труда мужчин и женщин.
Данные Росстата говорят о том, что разница в зарплатах мужчин и женщин в сфере образования очень незначительная (около 2%). В других сферах занятости она существенно выше. Хуже всего дела обстоят в отрасли культуры, спорта и развлечений. Можно ли сказать, что в школах и колледжах наступило гендерное равенство? Ольга Ширшева, ответственный секретарь по гендерному равенству профсоюза «Учитель», считает, что нет.
Равная оплата означает, что все работники имеют право на получение равного вознаграждения за труд равной значимости. Несмотря на то, что недопустимость дискриминации в сфере труда закреплена во Всеобщей декларации прав человека, Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Конституции РФ, Трудовом кодексе, этот вопрос не теряет своей актуальности и сегодня.
Федеральная служба государственной статистики уже не первый год включает в свои отчеты такой показатель как «Средняя начисленная заработная плата мужчин и женщин по обследованным видам экономической деятельности». В результате выборочных обследований, проведенных в октябре 2021 года, выяснилось, что заработная плата женщин (по всем отраслям) составляет 72,1% от заработной платы мужчин. Это значит, что заработная плата женщин должна вырасти на 38,7%, чтобы сравняться с заработной платой мужчин. За ту же работу российская женщина только к концу мая следующего года получит те же деньги, что получил мужчина к концу года. Гендерный разрыв в зарплатах постепенно сокращается, но темпы очень низки.
В сфере образования Федеральная служба государственной статистики в последние годы стабильно фиксирует сокращение гендерного разрыва. В 2021 году он составил менее 2%. Это объясняется тем, что образование — преимущественно государственный сектор, ставки заработной платы едины для мужчин и женщин, Трудовой кодекс в основном соблюдается. На этом можно было бы поставить точку.
Но, радуясь сведениям службы государственной статистики, мы должны обратить внимание на несколько деталей, которые могут подпортить первоначальное впечатление. Следует помнить, что представленные в отчёте данные — выборочные (с 2004 г. обследования проходят не все организации). Данные 2004 года говорят о более чем 30% гендерном разрыве в зарплатах. В последних данных не указано, какие города, какие образовательные учреждения попали в обследование, какая нагрузка у работников. Анализировались только сведения о зарплате, переданные Пенсионным фондом РФ.
Попробуем разобраться, действительно ли вопрос о равной оплате труда в сфере образования практически решён.
Уже два десятилетия в самых разных структурах неоднократно поднимался вопрос о том, что из-за низких зарплат учителя вынуждены брать на себя дополнительные обязанности, которых в школе есть ещё множество. Это и ответственность за разные направления деятельности: олимпиадное движение, борьба с коррупцией, предотвращение травматизма, организация школьного питания, уроки по ПДД, противопожарная безопасность и прочее.
Выполнение этих дополнительных обязанностей требует разных трудозатрат. Так, например классное руководство отнимает больше сил и времени, чем ответственность за пожарную безопасность в школе; организация питания школьников требует ежедневной работы, в то время как руководство школьной ГО ЧС ограничивается несколькими тренировками в год. Несложно догадаться, что именно женщинам чаще достаётся ответственная работа, требующая ежедневного вовлечения. Мужчинам же предлагают работу по совместительству с четко установленными временными рамками: плотником, столяром, где работу можно выполнять по мере необходимости, а получать зарплату в полном объеме.
В тоже время мужчин нередко привлекают к тяжелым и опасным работам без обеспечения техники безопасности, игнорируя потенциальный вред для здоровья. Отказаться бывает морально сложно, давят стереотипы. В марте этого года в Тюмени погиб учитель физкультуры. Он сбрасывал снег с крыши школы, сорвался и получил травмы, несовместимые с жизнью.
Сегодня очень часто в СМИ слышатся призывы привлечь в школы мужчин. И хотя профсоюз «Учитель» уже не раз ставил под сомнение аргументацию сторонников улучшения кадрового состава таким образом, с высоких трибун постоянно раздается: «Школа неполноценна без мужчины». Один из аргументов — мужчина больше времени и сил готов отдавать работе. Но это справедливо только если мы признаем (и закрепляем) именно за женщиной семейные обязанности.
Для поддержки мужчин учреждены профессиональные конкурсы: «Педагог – мужская профессия», «Лучший педагог-мужчина-лидер и наставник». Призом за победу часто выступает крупная сумма денег. С учетом того, что в образовании женщин намного больше, чем мужчин, это дает возможность совсем небольшой группе претендентов побороться за денежный приз. При этом конкурса «Лучший педагог-женщина» нет, женщины могут принять участие только в совместных профессиональных конкурсах. Одним из них является всероссийский конкурс «Учитель года», где за победу борются как мужчины, так и женщины.
Удивительно, но за 32 года существования конкурса 27 раз победителями в финале становились мужчины и только 8 раз — женщины. (Иногда вручалось две награды.) А победа в таком значимом конкурсе — это не только диплом и почести, это и более выгодные (в том числе и финансово) условия дальнейшего трудоустройства, это и повышение категории, это и значительная надбавка к зарплате. Так можно ли сказать, что условия для реализации мужчин и женщин в сфере образования равны?
За положительной динамикой цифр скрывается огромный пласт нерешенных гендерных проблем: чтобы получить ту же заработную плату, женщине приходится брать работу, от которой часто отказываются мужчины, так как на нее тратится слишком много ненормированного времени и к ней прилагаются дополнительные неоплачиваемые обязанности. Выходит, что женщине в образовании, как и в любой другой сфере, приходится работать больше и лучше, чтобы зарабатывать столько же, сколько мужчина.
Важной частью решения этой проблемы является создание профсоюзных первичек в школах и других учреждениях образования, которые будут следить за отсутствием дискриминации по гендерному принципу. В частности, компенсационные выплаты за дополнительную работу, стимулирующие должны быть одинаковыми вне зависимости от гендерной принадлежности сотрудника. Прозрачность критериев и решений, касающихся оплаты труда, также могут способствовать предотвращению предвзятости. Общее повышение зарплат позволит учителям отказаться от необходимости взваливать на себя дополнительные обязанности. Это касается и мужчин, и женщин. Только тогда цифры статистики наконец-то будут отражать реальное равенство в оплате труда между мужчинами и женщинами.
Ольга Ширшева, учитель истории и обществознания, ответственный секретарь по гендерному равенству