В воскресенье 24 марта в Санкт-Петербурге, в холле гостиницы Полюстрово собрались неравнодушные к проблемам образования люди. Предварительный сбор участников в основном проходил в интернете, так что компания подобралась довольно пестрая. Кроме педагогов (и вузовских и школьных) были родители. Не было депутатов, хотя присутствовали помощники депутатов ЗАКСа Резника и Нотяга.
Вступительные доклады, сделанные маститыми профессорами и доцентами изобиловали пугающими подробностями проводимых в области образования реформ.
Гораздо хуже дело обстояло с возможными альтернативами.
В сущности, набор предлагаемых альтернатив ограничивался упованием на парламентскую оппозицию, которая победив на очередных выборах, сможет развернуть образовательную реформу в нужном направлении и «пассивным сопротивлением».
По мнению одного из докладчиков преподаватели «должны хотя бы жалобно мяукать», саботировать как возможно, новые стандарты. Правда, как конкретно можно это делать было не очень понятно, так как личная попытка докладчика завершилась проверкой и организационными выводами.
Очень много говорилось о терминах, которые вводятся новыми законами (образовательная услуга и т.д.). «За этими терминологическими новациями стоят очень серьезные намерения» — сделал вывод один из докладчиков. Но иногда казалось, что за спором о словах на самом деле стоит непонимание того, как «по иному» можно организовать образовательный процесс.
«Студенты заняты аудиторной нагрузкой 4 дня в неделю. А что они делают в остальное время? Самостоятельной работой они не занимаются наверняка» — сокрушался другой оратор. А вы сами-то не в состоянии стимулировать их к самостоятельной работе? – хотелось спросить при этом. Как представляется, дремучий консерватизм – не лучшая стратегия для защитников образования.
Представлявший профсоюз «УЧИТЕЛЬ» Андрей Демидов настаивал, что именно профсоюзная форма является наиболее эффективной для мобилизации преподавательского корпуса на борьбу за свои права и за образование в целом. Именно профсоюз согласно законодательству имеет права, которых нет больше ни у одной общественной организации. Например, согласование локальных нормативных актов и защита активистов от несправедливого увольнения. На первом этапе стоит предлагать работникам самые простые действия – например, сбор информации о реальном уровне зарплаты и реагирование на наиболее вопиющие нарушения трудовых прав.
В кругу пока что очень узком
После пленарного заседания участники разошлись по двум секциям.
Секция «Педагог в современном мире» собрала в основном школьных учителей. Было продолжено обсуждение конкретных форм самоорганизации преподавательского сообщества. Было отчетливо видно, что семинарская работа в малой группе более подходит присутствующим, чем лекционный формат пленарного заседания.
Участники активно дебатировали, атмосфера дискуссии была деловая и творческая. Предлагаем вниманию отдельные фрагменты обсуждения.
Сергей Онищенко, учитель, Партия 5 декабря:
— А профсоюз какую роль может сыграть? Не ограничена ли эта форма?
А. Демидов (профсоюз УЧИТЕЛЬ):
Безусловно, это не единственная возможная форма. Но она вполне подходит для запуска процесса консолидации на основе противостояния наиболее грубым нарушениям трудовых прав педагогов. Нужен мониторинг (получение адекватной информации об уровне заработной платы и прочих «заслугах» власти). В противном случае, эта официозная пропаганда будет иметь успех и продолжит разобщать людей («ах, как много получают учителя, а еще возмущаются» и т.д.).
Марина (учитель иностранного языка): Страх есть у многих. Страх надо помогать преодолевать.
А. Демидов: Страх свойственен одиночкам. Надо помогать со стороны организации. Например, профсоюз может оказывать правовую консультацию, оказывать на давление на директора, терроризирующего подчиненных. Важно собирать и распространять информацию о любых примерах успешной борьбы.
Михаил Чекмарев (учитель истории): А что сейчас может вызвать энтузиазм учителей, желание творить? В 60-е гг. это был пафос строительства нового общества. Нельзя просто хотеть «хорошего образования». Учитель должен понимать, зачем он учит. Какой общественный проект он пытается реализовать в своей деятельности.
Андрей, к.и.н., руководитель школьного методобъединения по истории: Заработать в школе можно, но ценой очень большой нагрузки. Пример, 30 часов нагрузка, со всеми регалиями и стажем зарплата выходит 40 тысяч. Но понятно, что в школе приходится сидеть до позднего вечера. Многих устраивает ситуация. По крайней мере, все понятно. А альтернатива, борьба, пугает, перспективы победить призрачны.
Родитель: Учитель должен работать не из-за денег. Его зарплата должна позволять ему не оглядываться на деньги.
Сергей (повторно): Почему все же лишь профсоюзы? Есть же и партии. Как преодолеть недоверие к партиям и политикам?
От Кто виноват к Что делать
По итогам обсуждения были сформулированы несколько предложений.
Общая стратегия – использование всех возможных инструментов и задействование разных людей и институтов при соблюдении консенсуса по базовым целям.
Наиболее очевидные направления работы (в основном, обсуждались применительно к школе, но приложимы и к другим уровням образования):
— сбор информации о реальной зарплате с учетом нагрузки. Формулирование предложений по снижению нагрузки при сохранении и повышении зарплаты, Педагог должен получить свободное время для профессионального и социального развития. Иначе ничего другого кроме грубого ремесленничества не будет
— пропаганда любого положительного опыта в деле отстаивания своих прав (российского и зарубежного). Активное использование социальных сетей и интернет-площадок.
— организация кампаний солидарности с теми, кото борется и подвергается репрессиям.
— подготовка законодательных инициатив и организация кампании в их поддержку.
— использование потенциала всех партий и движений, заинтересованных в развитии образования (и депутатов всех уровней).
— содействие формированию «очегов» поиска педагогических идеалов, соответствующих реалиям и задачам XXI века (клубы, школы).
Участники дискуссии обменялись электронными адресами. Первым шагом должен стать обмен впечатлениями от семинара, попытка рефлексии итогов прошедшей дискуссии, отработка задач и возможного личного вклада каждого.
Об итогах работы второй группы «Качество образования», представленной в основном вузовскими преподавателями, — в следующей публикации.