31 марта — 1 апреля более 20 педагогов приняли участие в семинаре «Защита трудовых прав педагогов: проблемные вопросы», состоявшемся в северной столице. В ходе мероприятия обсуждались наиболее острые проблемы учительского труда, которые были отобраны будущими участниками в результате рейтингового голосования: влияние реформы образования и НСОТ на трудовые права педагогов, возможность внесения корректив в систему оплаты труда на уровне образовательного учреждения, безопасные условия труда, проблема необоснованных дисциплинарных взысканий и многое другое.
Две первые дискуссии семинара были посвящены проблеме оплаты труда педагогов. Эта тема традиционно волнует наибольшее число учителей, поскольку скорость и радикальность реформ в сфере образования в сочетании с сокращением финансирования привели к полной неразберихе. Профсоюзом более года назад было подготовлено пособие «Правовые аспекты финансирования образовательных организаций», в котором разъясняется как устроена эта сфера. Но на практике отступлений от формальных норм огромное количество, а размеры финансовых траншей и процесс распределения средств, предназначенных на образование, покрыты завесой тайны. Учителя больше всего страдают от нестабильности оплаты в результате значительной доли в зарплате так называемых «стимулирующих», которые появились во исполнение «майских указов» президента в 2012 г, но в последние годы были существенно урезаны.
Формально школа получает финансирование по подушевому принципу, но по факту ее бюджет дополняется различными дополнительными поступлениями (из субсидий, субвенций и федеральных программ). Которые то принимаются, то отменяются, и нередко получение школой «куска пирога» зависит от хороших отношений директора с управлением образования. На финансирование школы также может влиять ее рейтинг, что заставляет школы подстраиваться под формальные критерии, установленные «сверху». Например, в Москве на рейтинг школы влияет соответствие дат школьных каникул рекомендуемым Департаментом образования Москвы. То есть, либо школа учитывает мнение педагогов и родителей, но теряет в рейтинге, либо не учитывает и получает дополнительные «баллы».
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель», представил позицию профсоюза по поводу реформы оплаты труда педагогов. Прежде всего, должны быть прозрачные критерии оплаты, установленные на законодательном уровне, а также оплата всех видов дополнительных работ. В частности, единая минимальная оплата за ставку. Сейчас ставка педагогов (за 18 учебных часов) может стоит 3000 рублей с копейками, а остальное «набегает» в зарплату в форме доплат. Правительство повышает МРОТ, но это никак не сказывается на размере ставки учителя, так как по порочной российской практике если начисленная зарплата больше МРОТ, суды нарушений не усматривают. А что педагогу приходится делать за эту зарплату — никого не интересует. Требование профсоюза «Учитель» — два МРОТ за ставку учителя. «Доплаты и премии не должны составлять существенную часть зарплаты, иначе педагог думает не столько о своих прямых обязанностях, сколько о том, как набрать баллы. Кроме того, два МРОТ за ставку позволят прекратить навешивание на педагогов все новой нагрузки, чтобы им платить не слишком мало в совокупности и не портить статистику по высокой «средней» зарплате по учреждению», — говорит Всеволод Луховицкий.
Марина Балуева, правовой инспектор труда профсоюза «Учитель», рассказала о последствиях сложных условий, в которых работают педагоги — высокой психологической и физической нагрузке, которая извне зачастую незаметна. Стандарт в 18 учебных часов в неделю, принятый во времена СССР, появился не случайно. Только при такой нагрузке (не больше) педагог может работать эффективно и не нанося ущерба собственному здоровью. Исследования последних лет подтверждают, что учителя отмечают резкое снижение физических и психологических сил после 4-5 урока. В нынешней системе образования около половины педагогов работают на 1,5 ставки и более. Наметилась тенденция на упразднение учительских (в них теперь ведут занятия), ограничений на питание учителей в школьных столовых, составление расписания так, что занятия в течение дня проходят в разных корпусах учебного заведения, что вынуждает педагогов всю перемену тратить на одевание и стремительное перемещение в другое здание. Учителя, как правило, не задумываются о том, что они имеют право работать в нормальных условиях, несмотря на то, что такое право закреплено Трудовым кодексом и СанПиНами. Например, в классе должен быть определенный температурный режим, нормальное освещение. И при выходе температуры за определенные пределы педагог имеет право отказаться работать. К слову, для детей СанПиНы устанавливают еще более жесткие ограничения по температуре воздуха. Обсуждение доклада Марины Балуевой было бурным: педагоги привели множество примеров сложных условий труда. В сельской местности учителям приходится ходить пешком к детям, которые находятся на домашнем обучении, иногда за несколько километров. «Волки не съели и то хорошо», — так отозвался на эту проблему учитель из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
Социальный педагог и психолог Артем Митряхин рассказал, как можно решить проблему буллинга в коллективе. Мы пригласили Артема, поскольку педагоги не только ответственны за психологическое насилие, которое может иметь место среди детей, но также и за состояние дел в своем коллективе. Артем отметил, что буллинг это «болезнь группы», а не проблема одного человека или результат действий кого-то одного. Если агрессором выступает только один человек в отношении одного или группа против группы, это еще не буллинг. Буллинг возможен при молчаливом соучастии всего коллектива или большей его части. Остановить буллинг может лидер группы — реальный лидер, а не формальный. Кроме того, «лечение» группы это процесс. С большой вероятностью действия по решению проблемы не дадут немедленного результата, требуется, чтобы коллектив принял нормы поведения, при которых прекратится это насилие. Есть несколько важных принципов, которые были озвучены Артемом: нужно немедленно остановить ситуацию буллинга и назвать вещи своими именами («это не смешно», «это аморально», «это низко», «это насилие», «так нельзя»). Фокус внимания должен быть на всем коллективе, поскольку «наблюдатели» являются важной частью процесса. Нужно ввести правила, которые не позволят таким ситуациям повториться и отслеживать ситуацию, чтобы убедиться, что буллинг прекратился. Артем подчеркнул, что механизмы буллинга одинаковы в любых группах, но у педагогов возник вопрос: что делать, если у многих учителей нет «инстанции», в которую они могут обратиться за помощью, которая отвечает за психологическую ситуацию в трудовом коллективе? И сами ответили, что реальный профсоюз как раз может выступить в таких случаях против буллинга, а также любой неравнодушный педагог может попробовать переломить эту патологическую ситуацию.
Юрий Варламов, юрист профсоюза «Учитель», представил доклад «Трудовая дисциплина и порядок применения мер дисциплинарной ответственности». Эта тема важна для профсоюзных активистов, поскольку вынесение необоснованных взысканий — частая практика давления на членов профсоюза. Обсуждение темы «Новая система учительского роста (НСУР): мнение профсоюза» позволило сделать вывод, что пока НСУР не затронула большинство педагогов и в последнее время (несмотря на попытку привлечения педагогов к участию в тестировании системы оценки компетентности) о ней было ничего не слышно. Что вселяет оптимизм: может быть, об этой идее просто забудут и одной головной болью у педагогов будет меньше.
Андрей Демидов, активист профсоюза «Учитель», выступил в роли модератора дискуссии на тему увольнения директоров школ без объяснения причин и роли трудового коллектива как при назначении, так и при снятии директора. Согласно Закону «Об образовании в РФ», руководитель образовательной организации может как избираться общим собранием работников, так и назначаться учредителем. На практике избранные директора встречаются крайне редко. Более того, существует пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ, по которому договор с руководителем организации может быть прекращен в любой момент собственником либо уполномоченным органом. Позиция профсоюза такова: руководители бюджетных организаций должны быть исключены из общей группы «руководителей», которые попадают под действие этой статьи ТК. Иначе это приводит к таким прискорбным историям как в Петрозаводске, когда внезапно увольняют директоров вполне успешных школ города. Андрей Демидов рассказал историю появления обращения «Директор — раб на галерах или творец?» и попытках профсоюза объединить активных и независимых директоров в собственную профессиональную ассоциацию. Участники семинара с большим интересом заслушали истории протестов московских школ «Интеллектуал» и «Школы самоопределения им.Тубельского», которым, благодаря сплоченности коллектива и поддержке родителей, удалось добиться права на избрание директора. Но немало и неудачных примеров, например, коллективу школы и родителям в поселке Лебяжье Ленинградской области сохранить директора на своем посту не удалось. Именно поэтому и нужно изменение законодательства, в частности, введение выборов руководителей на конкурсной основе и права коллектива влиять на принятие решения об увольнении директора школы.
Семинары для педагогов продолжаются. В апреле в Нижнем Новгороде состоится семинар по инклюзивному образованию, а в июне в Москве — по трудовым правам и академическим свободам. Записаться на участие можно по адресу info@pedagog-prof.org.
Видеозаписи докладов и дискуссий
Подушевое финансирование бюджетных учреждений образования и НСОТ
Система оплаты труда в образовательных учреждениях. Доклад юриста профсоюза «Учитель» Юрия Варламова
Безопасные условия труда педагога. Доклад Марины Балуевой
Трудовые споры между работником и работодателем и механизмы их решения
Буллинг и травля в трудовом коллективе
Проблема увольнения директора школы без объяснения причин: необходимость учета мнения коллектива
Новая система учительского роста: позиция профсоюза