«Мы вам верим, но вы пишите!». Юлия Маркова о росте числа отчетов в АУГСГиП

На различных родительских форумах часто слышатся упреки в адрес учителей, которые при дистанционной форме обучения нагружают детей заданиями и при этом строго требуют отчета об их выполнении. Но, если вникнуть в ситуацию поглубже, то окажется, что педагоги тоже люди подневольные и их положение ничем не легче положения учеников. А иногда даже труднее.

Например, как рассказала председатель первичной организации профсоюза «Учитель», преподаватель Санкт-Петербургского колледжа управления городской средой, градостроительства и печати Юлия Маркова, при переходе на дистанционную форму работы педагогам данного учебного заведения предложили подписать дополнительное соглашение, где, по мнению юристов профсоюза, есть нарушения статей Трудового Кодекса РФ.

Вот выдержки из данного документа, где в самом первом пункте сказано: «Дистанционный режим применяется при наличии у Работника технических средств и возможности обеспечивать вне места нахождения Работодателя условия труда, необходимые для выполнения трудовой функции в Дистанционном режиме, обеспечивать взаимодействие между Работодателем и Работником через Интернет, а также по телефону. Необходимые технические требования, которые являются условием продолжения работы Работника в Дистанционном режиме, определяются Работодателем. В том числе, Работодатель может изменить и дополнить таковые требования».

И, внимание: «Стороны не обязаны обеспечивать друг друга техническими средствами, устройствами, и прочими возможностями, и не компенсируют друг другу никакие расходы, связанные с техническим осуществлением Дистанционного взаимодействия, и иные расходы, связанные с исполнением Работником Удалённой работы».

Другими словами, образовательная организация ничего и ничем не обязана работнику, и совершенно неважно, есть ли у него гаджеты, есть ли быстрый Интернет, сколько он потратит в месяц денег на электричество и т.д. При этом никто не спрашивает педагогов, как они будут обеспечивать дистанционное обучение собственным детям, если, скажем, в семье один компьютер, а детей двое…

Но, как оказалось, техническая сторона дела педагогам как раз менее важна, чем психологическое взаимодействие с администрацией образовательной организации. И здесь тоже есть проблемы. По словам Юлии Марковой, несмотря на то, что педагоги проводят занятия без всяких условий и договоренностей, то есть и так выполняют свои функциональные обязанности, администрации многих образовательных организаций требуют от учителей ежедневных отчетов. Это прописано в том же допсоглашении.

Читаем: «Работник обязан представлять ежедневные отчеты о выполненной работе своему непосредственному руководителю на корпоративную электронную почту. С письменного согласия непосредственного руководителя отчеты о выполненной работе могут предоставляться с иной периодичностью, но не реже, чем два раза в неделю. Работник обязан осуществлять ознакомление с письмами, информацией, локальными нормативными актами, приказами Работодателя, и иными документами, направляемыми электронно, путем проверки своей корпоративной почты каждый час в рабочее время».

Последний пункт вообще вызывает недоумение. Например, как педагог будет проверять корпоративную почту каждый час, если у него идет полуторочасовая онлайн лекция? Или он в это время проходит обучение в рамках вебинара?

— Такое чувство, что администрация учебного заведения так и хочет поймать преподавателей на том, что они не работают. Но на электронных платформах всё фиксируется, в том числе время входа и выхода, сразу видно, присутствует ли преподаватель на портале во время занятия или нет, — возмущается Юлия Маркова.

Учителя образовательных организаций вообще опасаются, что онлайн обучение приведет к еще большей бюрократизации образования. Вот, к примеру, схема ежедневной оперативной отчетности, которой поделилась с коллегами одна из петербургских учительниц:

«Учителя-предметники ежедневно, в соответствии с расписанием уроков, передают классным руководителям до 14:00 часов следующие данные по классу на своих уроках: какие средства и технологии обучения применялись на уроке; сколько учащихся вышло на связь и обучалось; сколько обучающихся получили оценки.

Каждый классный руководитель на основании информации учителей-предметников ежедневно до 14:00 часов передаёт завучу следующую информацию: какие средства и технологии обучения применялись на уроках в классе; сколько учащихся класса вышло на связь и обучалось; сколько обучающихся за день обучения получили оценки (если обучающийся получил оценки по нескольким предметам, то в отчёте он учитывается, как один человек, который получил оценки за день учёбы (пример: Иванов И. получил за день оценки по математике, русскому языку, истории, Петров И. получил оценки по математике и литературе, Сидоров П. получил оценку только по математике. В отчете указываем: «получили оценки 3 обучающихся»); сколько обучающихся в классе болеют (диагнозы); все ли педагоги (по расписанию) проводили в классе обучение (в том числе, если педагог выдал задание обучающимся на отчетную дату, то проведение обучения засчитывается).

Ответственные по ступеням образования суммируют данные в ежедневную сводку по школе и отправляют её в отдел образования».

Нет сомнения, что руководители органов управления образованием тоже люди подотчетные, но не учитывать того, что у педагогов сейчас рабочий день практически не нормированный, нельзя. Многие преподаватели и учителя признаются, что писать отчеты приходится, попутно отвечая на 150 писем от родителей и проверяя 150 ответов на задания от учеников.

Как считают представители педагогической общественности, жесткий контроль за работой учителя в период дистанционного обучения не приводит к улучшению качества образования. Он может стать лишь дополнительным рычагом воздействия на работника, в том числе, при начислении стимулирующих выплат.

Источник: «Учительская газета»