В декабре 2018 года со мной был заключён трудовой договор. Казалось бы, обычное дело при устройстве на работу. Однако все было не так просто. Я работаю в «своей» школе с 2015 года. Два первых года работал по совместительству, и трудового договора со мной не заключали. Я и не требовал, т. к. планировал устроиться в данную школу на постоянную работу, а лишние требования могли создать проблемы с будущим трудоустройством. 1 сентября 2017 году меня приняли в школу как основного работника, выдали приказ, попросили трудовую книжку, про договор ни слова. Я надеялся, что договор появится в ближайшее время.
Через некоторое время я начал интересоваться заключением трудового договора, но выяснилось, что у всей школы нет трудовых договоров — кроме директора, договор с которым заключается с управлением образования. Я понял, что это просто халатность администрации школы. Отчасти это было мне на руку. Если директор пытался нагрузить меня какими-либо обязанностями или «отчитать», я напоминал про трудовой договор и претензии исчезали. Хотя отсутствие договора меня беспокоило, ситуация нестандартная, и сложно было предсказать, как будут развиваться события в случае серьёзных трудовых споров.
Такая «комфортная» жизнь продолжалась до декабря 2018 года, когда нам предложили подписать трудовые договора. Подписи нужно было поставить тем числом, когда мы начали трудиться в стенах родной школы. Т. е. положение администрации было уязвимым и коллектив мог продиктовать свои условия, но большая часть коллектива подписала договоры, не читая. Несколько человек, в том числе и я, не подписали сразу договор, а отправили его в профсоюз «УЧИТЕЛЬ» для изучения.
При анализе договора несколько пунктов оказались сомнительными. В соответствии с договором, учитель должен был неукоснительно готовить любые отчёты по запросу администрации в указанные сроки (т. е. завучу лень делать свой отчёт, она может его перенаправить любому учителю, и он должен его сделать в установленные ей сроки).
В другом пункте учителям запрещалось собираться для обсуждения деятельности работодателя без его согласия. Т. е. обсуждение деятельности работодателя грозило увольнением: поговорили два учителя о безобразии директора — вон из школы.
Третий пункт — требование соответствовать профстандарту. Договоры при этом с некоторыми учителями заключались якобы в 2015 году. Все это несмотря на то, что введение профстандарта произойдёт только в 2020 году. В итоге я обратился к директору, чтобы он убрал из договора не устраивающие меня пункты. Обращение написал в письменном виде, и директору пришлось их удалить.
Хочется обратить внимание учителей, которые подписывают документы не читая, что этого делать не стоит. Конечно, в нашем случае эти пункты не были внесены умышлено директором; он использовал типовой договор, который сейчас распространён в школах нашего района. Но это не значит, что он не использует против меня данные пункты в случае конфликтной ситуации. Или может поменяться руководство учреждения. Неосторожность учителя может привести в будущем к серьёзным проблемам. С каждым годом административный нажим усиливается. Будьте внимательнее, развивайте юридическую грамотность. Таким образом вы обезопасите себя и покажете пример коллегам и ученикам. А это обязанность каждого учителя: воспитывать свободных граждан и способствовать формированию гражданского общества.
Дмитрий Казаков, учитель истории, председатель первичной организации профсоюза «УЧИТЕЛЬ», Нижегородская область