29 ноября на сайте «Педсовет» были опубликованы результаты исследования видов работ, которые учителя регулярно выполняют бесплатно. Два года назад профсоюз «Учитель» также проводил опрос педагогов и результаты были похожи. К сожалению, судя по всему за прошедшее время мало что изменилось. Публикуем комментарий сопредседателя профсоюза Всеволода Луховицкого.
«Проведенное на Педсовете исследование очень интересно в нескольких отношениях. Начнем с предложенного списка работ. Доплаты за проверку тетрадей, оплата замен, оплата работы на ЕГЭ и в летнем лагере, а также любой «дополнительный функционал» — это настолько очевидные вещи, что я могу предположить только одну возможность неоплаты: выделенные на это деньги пошли кому-то другому, а учитель, поверив работодателю, что денег нет, не стал ничего выяснять.
(Возможно, 20% неоплаченной проверки тетрадей можно объяснить тем, что многие учителя не могут разобраться в своих квитанциях о зарплате. Профсоюзная организация должна настаивать на том, чтобы директор приказал бухгалтеру подробно разъяснить работникам, как читать эти «платежки».) Но в общем здесь нет оснований для спора: если эти деньги не выплачиваются, надо немедленно писать в прокуратуру и требовать проведения проверки. И даже если в школьном Положении о зарплате нет упоминания оплаты проверки тетрадей, его придется переделывать, поскольку оно ухудшает положение работников по сравнению с региональными нормативными актами.
Оплата других работ должна стать предметом переговоров работодателя и профсоюза (во всяком случае, именно об этом идет речь в приказе Минобрнауки «Об особенностях режима рабочего времени…»). Позиция работников мне представляется очевидной: «Вы хотите, чтобы методобъединение работало, детей готовили к олимпиадам и конкурсам? Прописывайте в коллективном договоре, как вы будете оплачивать эти работы». Нет денег — нет и работы. Это ведь все дополнительная работа, нас никто не упрекнет в том, что мы не учим детей. Нам уже 7 лет твердят, что образование — это услуга. Вот и давайте наконец потребуем полной оплаты наших услуг. За минимум денег — минимум работы!
И уж совсем экзотикой кажутся сейчас, через год после успешной протестной кампании, проведенной активистами «Учителя» в Дзержинске, «поквартирные обходы». Ну не должны мы этого делать!
Гораздо интереснее список, составленный самими учителями. Значительная часть в нем — исполнение требований каких-либо непедагогических властей. Бессмысленно ожидать оплаты предвыборной агитации или участия в массовых мероприятиях — всем заранее понятно, что за такое не платят. Но и наказать за неучастие можно только одиночку, используя неправовые методы: угрозы, шантаж, травлю. При сильном профсоюзе такое невозможно.
Всем нам приходится время от времени оплачивать какие-то вещи, необходимые нам для нормальной работы. Я могу понять директора, которому наше законодательство не позволяет приобрести в достаточном количестве и вовремя канцтовары, материалы для мелкого ремонта и прочее. И если я не распечатаю дидактические материалы для урока, то плохо будет только мне и детям. (Наши начальники о таких мелочах не думают, им с коррупцией в школах и больницах бороться надо.) По-моему, единственное, что могут сделать сейчас учителя, приобретая на свои деньги необходимые для школы вещи, — это стать на позицию мецената, снисходительно смотрящего на бедных директора и завхоза. Это неплохая позиция для любых переговоров: я сделал вам одолжение, и теперь я имею моральное право требовать.
А в общем — очень грустно. Большинство проблем можно было бы решить, если бы учителя научились говорить «нет». Но мы все еще рассчитываем на доброго барина, который все узнает и распорядится…»