Пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса стал инструментом политического преследования думающих руководителей, многим из которых уже давно не нужно доказывать свою профессиональную состоятельность. Такое злоупотребление правом — преступление.
Источник: «Учительская газета». Автор: Сергей Воронин, директор 26-й школы города Волчанска Свердловской области
История небольшой школы №26 маленького Волчанска всколыхнула очень многих людей, в том числе далеких от образования, но я уверен, что ответ на вопрос, почему это произошло, важен как для участников, так и для сторонних наблюдателей. Напомню, к обсуждению и попыткам разрешения конфликта подключились СМИ, политические партии, общественные деятели и организации, в том числе Общественный совет при Минобразования РФ, часть членов Общественной палаты РФ, Общероссийский народный фронт.
«Школьный бунт», как окрестили произошедшее в прессе, стал реакцией почти всех участников учебного процесса на мое увольнение без объяснения причины перед самым Новым годом. Активное несогласие с решением учредителя и главы города выразили родители, которые за время январских каникул собрали подписи под обращением в органы власти, коллектив школы, заново переизбравший меня, и старшеклассники, собравшиеся на крыльце школы в первый учебный день после каникул.
Главным обвинением, которое постоянно предъявляется мне как директору школы, педагогическому коллективу и даже родителям, которым, кстати, до сих пор на их обращения в органы государственной власти не дали ни одного ответа, заключается в том, что участниками конфликта оказались ученики. Именно последний факт затем перерос в поиски организаторов, сочувствующих, а также в заявления о том, что «дети не в состоянии были додуматься до этого сами». Но все мы знаем, что будущие выпускники школ сегодня не ограничены ни с правовой стороны, ни информационно для формирования и выражение своей позиции. Они современны, самостоятельны и, наконец, искренни в выражении своих представлений о правде и справедливости.
Если отвлечься от эмоциональной оценки факта и сосредоточиться на требованиях и интересах школьников, то это каким-то образом меняет СУТЬ произошедшего? Для меня очевидно, что, избрав любую другую форму протеста, дети остались бы неуслышанными. Большие люди покивали бы головой, сказали бы дежурные слова о том, что «мы вас услышали, ребята», думая при этом, что дети «побузят и успокоятся».
Но лично я уверен, истинный патриотизм и гражданственность будущих выпускников должны основываться на разумном и критичном понимании интересов страны, жителей и государства. Школа формирует ЛИЧНОСТЬ, а не инструмент, которым удобно манипулировать. Старшеклассник — равноценный участник образовательного процесса (некоторым из выпускников на момент окончания школы уже исполнится 18 лет), и в этом возрасте уже может быть сформирована гражданская позиция. Не хочется думать, что гражданско-патриотическое воспитание в школе понимается сегодняшней властью как формирование лояльной к политической действительности массы молодых людей. Не секрет, детей воспитывают не словами, а собственным примером и действиями. Они чище и правильнее реагируют на откровенную фальшь, ложь, лицемерие…
Кстати, о лицемерии. Телевизионную группу ранним утром 13 января, когда у крыльца произошло то, что потом назовут «несанкционированным митингом», к школе еще накануне пригласил глава города Александр Вячеславович Вервейн. Никто другой о том, что старшеклассники что-то планировали, не знал. И требование детей провести линейку в школе активно отклонила и.о. директора школы Ирина Николаевна Гетте, превратив минутную акцию в длительное стояние у крыльца. И полицию с прокуратурой вызвали должностные лица. Это к вопросу, кто и в какой мере хотел использовать детей и в каких интересах…
Как бы ни старались официальные представители муниципальной и региональной власти (от Министерства образования до администрации губернатора) представить конфликт в виде банального трудового спора – в самом Волчанске всем очевидно, что попытка увольнения стала результатом моего противостояния с главой города Александром Вячеславовичем Вервейном. Помимо директорской должности я являюсь депутатом и был одним из кандидатов на выборах главы в 2012 году, к тому же я не раз открыто выражал своё мнение по разным вопросам. И дело совсем не в моих мэрских амбициях – выборы стали делом прошлого, а в извращённых представлениях о власти мэра нынешнего. Думается, решение «задавить» политического оппонента, используя властные полномочия для пошлого сведения счётов, – это не изобретение Вервейна. К сожалению, такие истории стали уже обыденными.
Опыт Волчанска — это сигнал для «местных князьков», для региональных и федеральных органов власти о том, что терпение населения не бесконечно и попирать интересы простых людей до бесконечности нельзя! За свои представления о справедливости и правде люди, задетые за живое произволом местных самодуров, готовы биться.
Поведение должностных лиц в этой истории показало, что по большей части их полномочия использовались не для жителей Волчанска, а против них. Репрессивные меры в отношении детей, родителей, педагогов демонстрировали истинные интересы власти — подавить, заткнуть, запугать, «поставить на место».
Общий итог отстаивания интересов населения можно подвести словами депутата Законодательного собрания Свердловской области Дмитрия Ионина. Он уверен, что, навалившись всем миром, можно бороться с несправедливостью. «Сколько вот таких элементов политических гонений регулярно случается в небольших городках! Но с этой порочной практикой можно и нужно бороться», — уверен Ионин.
Вот уже лет 20 говорят о том, что в стране формируется гражданское общество, которое позволяет отстаивать интересы людей. Казалось, это только слова. Представить, что с государственной машиной можно каким-то образом спорить и добиваться справедливости, простому гражданину сложно, особенно в маленьком заштатном городке. Но волчанские события показали, что мы не одни. Главный итог для Волчанска – снятие оцепенения, в которое город погрузился после выборов октября 2012 года. Увольнения, запугивание, игнорирование мнения коллективов и уважаемых в городе людей стали нормой на протяжении года. Сомневаться в принимаемых главой решениях, а тем более возражать стало не просто не принято, а опасно! Страх стал типичным ответом на произвол и самодурство.
Но сегодня многое изменилось. Чувствуется, что страх постепенно уходит. Возвращается уверенность в собственных силах. Конечно, зрелость местного сообщества далека ещё от организации реальных городских инструментов защиты и влияния, но начало положено!
Сейчас важно привлечь внимание городской власти к тому, что население не инструмент, а главный участник и цель муниципального управления. От того, насколько комфортно детям учиться, горожанам в целом – работать, отдыхать, жить, не боясь, что их благополучие и комфорт могут быть разрушены волей одного человека, от этого зависит КАЧЕСТВО жизни в нашем Волчанске.
Циничная фраза сегодняшних чиновников (к счастью, не всех): «Это, может быть, и несправедливо, но законно» — известна широко. Как-то само собой разумеющимся стал тот факт, что право стало всего лишь ФОРМОЙ поддержания законности, зачастую не содержащей справедливости.
Боюсь преувеличить, но думаю, что на протяжении нескольких лет ТЫСЯЧИ директоров бюджетных учреждений в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты лишились работы просто потому, что так захотел ГЛАВА. И далеко не все они стали безработными из-за того, что плохо выполняли свои обязанности.
П. 2 ст 278 Трудового кодекса стал инструментом политического преследования думающих руководителей, многим из которых уже давно не нужно было доказывать свою профессиональную состоятельность. Разве только главам, которые, победив на выборах, в одночасье стали профессионалами во всех сферах – от педагогики и здравоохранения до ЖКХ и социальной политики.
Как бы в таких случаях не пытались объяснять увольнение директора с позиции трудового спора, для значительной части коллективов учреждений, а зачастую и для жителей маленьких городков истинная – ПОЛИТИЧЕСКАЯ – причина очевидна.
Увы, лояльность к главам администрации, «правильная» позиция руководителей в период избирательных кампаний, умение «вилять хвостом», закрывать глаза на произвол и непрофессионализм чиновников, а иногда и вообще на преступные деяния, «нужное» голосование в представительном органе (если популярный директор является ещё и депутатом местной Думы) – именно из этих факторов складывается решение главы оставить или уволить того или иного руководителя. Особенно если словесные внушения не помогают.
Отдельно следует остановиться на косвенном проявлении давления на директоров. Демократизация подразумевает отказ от давления на членов избирательных комиссий различного уровня. В условиях, когда значительная часть избирательных участков страны располагается в учреждениях социальной сферы (школы, дома культуры, учреждения дополнительного образования и т.п.), а членами избирательных комиссий и их руководителями зачастую являются работники этих учреждений, недопустима сама возможность выстраивания отношений между избирательными комиссиями и администрацией муниципалитетов по принципам ЗАВИСИМОСТИ. Сегодняшнее состояние законодательства это позволяет делать в силу той же пресловутой ст. 278 п. 2 ТК РФ…
Злоупотребление правом – это преступление, и не только против конкретного директора, но и против профессии, против дела, против населения, наконец.
Парламентская партия «Справедливая Россия» в лице депутата Государственной Думы РФ Буркова А.Л., заинтересовавшись проблемой, получила Предложение о подготовке законодательной инициативы по соответствующим изменениям в Трудовой кодекс РФ и Закон «Об образовании в РФ». Это предложение подготовили Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», Сергей Погодин, директор школы №4 города Нелидово Тверской области и я, Сергей Воронин.
После встречи с Александром Леонидовичем Бурковым, на которой предложение было передано, появилась надежда, что его поддержит и фракция КПРФ в Государственной Думе.
И если инициатива дойдёт до конкретных изменений в законодательстве, предполагающих запрет на применение п. 2 ст. 278 ТК РФ в отношении руководителей автономных, бюджетных и казенных учреждений и организаций в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры, то можно считать волчанскую историю произошедшей не зря.
На протяжении полутора месяцев внимание большей части активных жителей городка было приковано к тому, что происходит вокруг маленькой школы. В это время дружный, сплочённый коллектив мужественно держал оборону, отстаивая своё право иметь и выражать мнение. Продолжал выполнять свою работу в адской атмосфере давления и обвинений, в условиях «оккупационного» исполнения обязанностей нового директора… Коллектив действовал и ждал. Справедливости и победы.
Родители и классный руководитель 11-классников мыкались по допросам, комиссиям, встречались с участковыми в отделении полиции. На протяжении почти 20 дней угроза обвинений и административных преследований как ребят, так и их родителей не проходила. Составленные протоколы висели как дамоклов меч.
Нелепость ситуации была настолько очевидна всем, что вера в благоразумие и здравый смысл не покидала. Всё это время тысячи жителей страны, а может, и больше, искренне сопереживали волчанским школьникам. Акция одиночного пикетирования в защиту старшеклассников, прокатившаяся от Парижа до Сибири, показала истинный масштаб поддержки. Спасибо за её организацию Насте Павлюченковой и «Справедливой России». Всё это давало надежду на то, что ПРАВДА не может не победить, когда такое количество людей разделяют убеждения и готовы поддержать. Однако понадобилось вмешательство прессы и высокого начальства, чтобы протоколы были аннулированы, а заседание комиссии по делам несовершеннолетних отменено.
Родители. Без их уверенной поддержки, без активной гражданской позиции, без действий в защиту своих детей и коллектива школы вряд ли получилось бы переломить ситуацию. Это настоящее мужество! Многим мамам и папам откровенно дали понять, что от их «правильного» поведения напрямую будет зависеть наличие у них работы… Мама одной одиннадцатиклассницы сказала: «Моя дочь знает, что я её поддержу. Даже если это будет стоить мне моей работы…»
Жители города и просто неравнодушные жители – области, страны… Такого количества призывов «держаться», «не сдаваться», «бороться до победы справедливости» мы не ожидали. Как можно после такой поддержки сложить руки?!
Справедливость и правда – не субъективные понятия, они наполнены определённым смыслом только потому, что этот смысл разделяет и признаёт правильным БОЛЬШИНСТВО людей. И если это большинство желает справедливости и делает для её торжества определённые усилия, справедливость побеждает.
Шелуха сплетен, домыслов и провокаций мелких, недалёких людей рано или поздно отвалится. И в чистом виде останется ПРАВДА, за которую нужно бороться. А иначе побеждает зло, что недопустимо хотя бы потому, что в нашем случае мы боремся за наше будущее – за детей.
Об авторе
Сергей Александрович Воронин – директор 26-й школы города Волчанска Свердловской области