О кампании «Учителю — правильную зарплату!» и о том, что представляет собой МПРО «Учитель», мы поговорили с учителем истории и обществознания школы №2 Мариной Султановной Шаровой, которая побывала на 5-м съезде Профсоюза «Учитель».
Вопрос: Марина Султановна, что вас больше всего впечатлило на съезде?
М.С. Шарова: Меня поразило, как неравнодушные люди борются за свои права и права коллег. На съезде выступал один из сопредседателей профсоюза «Учитель» Всеволод Владимирович Луховицкий — учитель русского языка и литературы, который работает в школе для одаренных детей «Интеллектуал» в Москве. Интересный, разносторонний человек, с активной гражданской позицией. Вокруг себя собрал единомышленников, которые стали активно, объединившись в профсоюз «Учитель», проявлять себя в разных регионах нашей страны, изменять ситуацию к лучшему.
Человеческий капитал в наше время — актуальная тема. Мне было очень полезно попасть на данный съезд, познакомиться с профессионалами и найти своих единомышленников. Коллега из Ижевска Анна Николаевна Инютина, чьё имя прозвучало в СМИ в 2014 году, выступила с инициативой о снижении бумажной волокиты для учителя, написала письмо в Министерство, выступила на Всероссийском педагогическом форуме в Пензе. Мы, учителя Свердловской области, почувствовали это на снижении требований к рабочим программам (на каждый предмет, для каждого класса учитель печатал по 50 листов — это очень большой объем работы, большие временные, интеллектуальные, материальные затраты. Грубо говоря, на это уходил отпуск и сентябрьская зарплата!). В итоге Министерство образования разрешило пользоваться готовыми программами, что существенно облегчило жизнь педагогов. После этого и наш Президент РФ В. Путин заговорил о чрезмерной бумажной волоките. Я очень благодарна А. Инютиной.
Выдержка с сайта МПРО «Учитель»: «Профсоюз «Учитель» разработал нормативные акты по решению проблемы избыточной отчётности, которые в случае их принятия значительно облегчат работу педагогов и администраций школ. Первый документ – «Аналитическая записка по вопросу избыточной отчётности в образовательных учреждениях» — адресован Министерству просвещения РФ и содержит рекомендации по реорганизации системы отчётности на федеральном уровне. Второй документ — «Проект приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области о порядке предоставления отчётности образовательными организациями и педагогическими работниками» — даёт представление о том, как можно бороться с «бумажной волокитой» учителей на региональном уровне».
М.С. Шарова: Хотелось бы заметить, что, конечно, без суждения, давления со стороны чиновников тогда не обошлось. Управленцы стремятся нивелировать недостатки системы и дать «красивые» цифры министерству – активисты, во всеуслышание заявляющие о проблемах, всегда будут помехой.
Нам рассказали про ФГОСы. Более того, была озвучена и другая проблема о стандартах второго поколения, по которым со всех регионов идут замечательные отчеты, а по факту выявляется, что построенных школ, нового оборудования, внедренного индивидуального подхода — нет. Да и не могло появиться. Пришли к выводу, ФГОСы убила административная машина учетами, отчетами, отсутсвием материальных средств. Как можно ФГОС реализовать, когда доска и мел предыдущего поколения? Возникает вопрос! Директор отчитался, проверка приехала — на кого тяжесть ответственности будут возлагать? Правильно! Учитель не так проводит уроки! Зачем таким образом отчитываются? Зачем подписывают акты о наличии, еще не получив средства? Ответ прост: иначе они будут наказаны, уволены. По факту никаких ФГОСов вы не увидите. Зато на бумаге практически все реализовано.
Еще одна история, прозвучавшая на всю страну. В Курганской области деньги из стимулирующего фонда выплачивали техническим работникам, обслуживающему персоналу, следовательно, педагогам средств на стимулирование не хватало. Причина: в муниципальном бюджете не было средств, вышли из положения таким образом. Владимир Кочеулов, учитель истории из с. Звериноголовское Курганской области, увидел, что зарплата у него и учителей школы, где он работает, снизилась, и не стал с этим мириться. Педагоги написали в Департамент образования и добились выплаты стимулирующей части заработной платы. Владимир Кочеулов (теперь председатель первичной организации профсоюза «Учитель») недоумевает, почему другие школы подобный беспредел поддерживают своим молчанием? Он рассказал, что в настоящее время в школе сменился третий директор. Профком мониторит зарплату педагогов в данной школе, это ударило по схемам Администрации, у которой денег и не появилось на выплату обслуживающего персонала, а область постоянно «помогать» территории не может. Налицо системная проблема.
Еще возникает вопрос: если данная схема была обнаружена, уровень зарплат в рядом расположенных школах существенно отличается от этой, почему прокуратура не реагирует по другим случаям, почему данные схемы продолжают действовать? Насколько хватит здоровья у Владимира, председателя первичной ячейки нашего профсоюза? Вот в данном случае начинает работать московская организация нашего профсоюза: пишем обращения в соответствующие органы, выходим на СМИ и заявляем системной проблеме, которая поражает многие муниципальные структуры образования во многих областях. Положено 30% стимулирующих – будьте добры выплатить. Часто бывает, что лимиты были, а живых денег – нет. После огласки этой ситуации, нашли деньги в бюджете. Просто надо голову поднимать, а не соглашаться молча.
Вопрос: Какие задачи ставили перед собой участники съезда?
М.С. Шарова: Съезд был отчетно-выборный. И, разумеется, обсуждали дальнейшие планы.
Надо отметить, что Марину Султановну выбрали членом Совета альтернативного профсоюза «Учитель».
М.С. Шарова: Одна из наших главных задач — начать в Свердловской области активную работу по защите трудовых прав учителей. Да, у нас есть «разрешенный» (формальный) профсоюз (ФНПР), но он фактически не работает. В каждом типовом коллективном договоре есть пункт, где указывается, что профсоюзный лидер должен «спрашивать» с руководителя школы отчеты, в том числе по зарплате, мониторить ее уровень. Но наши традиционные лидеры (я придерживаюсь мнения, что «карманные» профсоюзы свое такое точное обозначение получили не зря) на педсоветах (где присутствует весь коллектив, а не их члены) нас приглашают то на соревнования, то на другие развлекательные мероприятия, и лишь тратится наше время на обсуждение несерьезных проблем. Т.е. то, чем профсоюзный лидер должен непосредственно заниматься (уровнем зарплаты, учебной нагрузкой и т.д.), он не занимается. У всех летит учебная нагрузка — ну и что! Штатное расписание раздуто, за счет чего снизился фонд оплаты труда – ну и что! Муниципальные лимиты выдали, а реальных денег нет – ну и что! Почему так происходит? Потому что у нас есть стимулирующий фонд, и из него по общему правилу «профсоюзный лидер» получает стимулирование! Вы только представьте, профессиональный стимулирующий фонд. А профсоюз – это НКО (некоммерческая организация). При чем здесь профсоюзный лидер, который получает деньги из стимулирующего фонда за общественную деятельность? Это нарушение законодательства, в принципе, мы часто ищем коррупционные схемы, а почему данная «выплата» общественному лидеру – это не «сговор» директора и этого «лидера»? Часто прикрываются коллективным договором, но это локальный акт, а Уголовный кодекс и антикоррупционные статьи- это нормы выше локальных. Коллизии разрешаются в пользу более «старших» норм (шучу, но правда в том, что я сказала, безусловно, есть). Стимулирующий фонд – фонд всех педагогов, но в профсоюз входит небольшая доля от всего педагогического коллектива. И это еще один вопрос к нашим «профлидерам» о причинах получения выплат из стимулирующих «за защиту всех». Педагогу – 100 рублей из стимулирования, а профлидеру — около 1-2 тысяч ежемесячно, плюс к отпускным и к пенсии. По факту и мои интересы, как педагога, профлидер ущемляет, получая из стимулирующего фонда доплату, потому что, соответственно, мне как учителю недоплатят из этого стимулирующего фонда. В итоге правовая неграмотность бьет по нашим же карманам.
В нашей школе начата работа по организации первичной ячейки профсоюза «Учитель». Если мы будем по численности больше, то все согласования будут проходить уже с нашим альтернативным профсоюзом. С правовой точки зрения создание в школе еще одного профсоюза, альтернативного, законно. Я не хочу конкурировать с уже действующим профсоюзом. Но я всегда за соблюдение законных прав учителей. Я, как юрист с высшим образованием, буду выстраивать линию защиты сотрудников, которые вступят в профсоюз, осуществляющий реальную защиту трудовых прав учителей. А это напрямую связано с улучшением системы образования, в чем и заинтересованы современные профессионалы, любящие свое дело, в том числе многие директора и завучи.
Вопрос: Какие решения были приняты на съезде?
М.С. Шарова: На съезде единогласно приняли решение, что мы против пенсионной реформы. Решался вопрос о том, что профсоюз должен быть кадровым, в который будут входить профессиональные юристы, с другой стороны профсоюз должен быть массовым. Должна быть сила народа и его мнение. В МПРО «Учитель» все основывается на дискуссионной платформе. Он учувствует в грантах, организовывает профессиональные семинары, работает над проблемами инклюзивного образования. Профсоюз «Учитель» поддерживает Уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова, Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзлякова. Это сильная, конструктивная, деятельная организация. Она работает напрямую с государственными и негосударственными организациями, вырабатывает дельные предложения, и их слышат.
Сейчас вводится новая система аттестации, и профсоюз принимает активное участие в обсуждении. Когда идет сбор информации снизу, то не всегда в Министерство доходят нужные и достоверные данные. Принцип их сбора, организованный в профсоюзе «Учитель», позволяет доносить до верхов адекватную информацию, которая зачастую, конечно же, противоречит липовым отчетам с непонятно откуда взятыми цифрами ( 42 тысячи рублей — средняя зарплата по РФ у учителя, по данным адекватным — 16- 18 тысяч рублей по регионам).
В настоящий момент депутаты Госдумы Олег Смолин и Николай Коломейцев (оба — КПРФ) намерены внести в парламент предложение о закреплении ставки заработной платы педагогических работников на уровне не ниже двух региональных МРОТ, ранее к ним обратились с данной инициативой лидеры профсоюза «Учитель». Законопроект предполагает дополнение в ст. 99 федерального закона «Об образовании»: «Базовая месячная ставка заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не может быть ниже двух минимальных размеров оплаты труда, установленных в субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации».
Вопрос: Марина Султановна, к вам обращаются за помощью Ваши коллеги или коллеги из других школ?
М.С. Шарова: Да, я оказываю юридическую помощь. Наших коллег защищаю я. В том числе, когда увольняли Иванову (фамилия изменена), я помогала составлять исковое заявление. Почему профсоюз не осуществляет судебную защиту своих работников, которые в профсоюз отчисляют такие проценты? Более того, юристы консультировали администраторов, педагог со своей невысокой зарплатой оставался в уязвленном положении. В МПРО «Учитель», если надо, мы можем получить очную и дистанционную помощь юриста, и наши специалисты не рассуждают, а делают, как на федеральном уровне, так и в отдельно взятых школах. Чувствуется реальная защита, поддержка, чувство локтя. Лично для меня дельность, грамотность, профессионализм всегда были и есть на первом месте. Сейчас запускается акция «Учителю – правильная зарплата».
Вопрос: Расскажите об акции подробнее.
М.С. Шарова: Правильная зарплата — это не меньше двух МРОТ за ставку часов (18 уроков), гарантированных федеральным законодательством. Правильная зарплата — это зарплата, которая работник получает в соответствии со своей квалификацией и объемом работы ежемесячно, независимо от отношения к нему работодателя. Вся зарплата должна быть базовой, а премии — «стимулирующие» работодатель может выплачивать из фонда экономии или из внебюджетных средств. Правильная зарплата — это полная оплата работ, не входящих в должностные обязанности (дополнительные занятия, подготовка к олимпиадам и конкурсам, организация внешкольных мероприятий). Ведение документации, не предусмотренной должностными обязанностями, также должно оплачиваться дополнительно. Правильная зарплата — это полная оплата всех видов работ педагогов на ГИА за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение ГИА, с сохранением средней зарплаты в образовательном учреждении. Правильная зарплата — это оплата классного руководства как отдельной самостоятельной должности, то есть не меньше МРОТ. Функции классного руководителя должны быть определены в ЕКС и в Профстандарте педагога. Правильная зарплата — это равная оплата часа работы педагогов начального, среднего и дополнительного образования. Правильная зарплата — это оплата сверхурочной работы, то есть ведения свыше 27 уроков (1,5 ставок) в неделю, в соответствии с нормами трудового законодательства.
Вопрос: Что Вы можете в данной ситуации сделать?
М.С. Шарова: Есть теория малых дел. И когда меня спрашивают, как я могу повлиять на ситуацию, я отвечаю, что воспитаю несколько поколений учеников, которые, по крайней мере, будут видеть пример, что не надо складывать руки, а надо идти вперед, бороться за свои права и не сдаваться.
Учитель – это, прежде всего, личность. А у нас сейчас личность, в лучшем случае, игнорируют, в худшем – увольняют, а угодных оставляют. Я считаю, что только свободный учитель может воспитать свободного человека, а приниженный учитель — себе подобного. И тогда мы гражданское общество никогда не построим.
Я благодарю редакцию за возможность публичного выступления в пространстве нашего Режевского городского округа.
Марина Султановна, мы искренне вам желаем победы в ваших начинаниях, активных, неравнодушных единомышленников, талантливых учеников.
Беседовала И. Белоусова, «Новости Режа»