“Я знаю свои права”: школьная уборщица победила в суде

Когда во время оптимизации уволили уборщицу Людмилу Мошкову из московской школы №1955, ей казалось, что ничего с этим сделать нельзя. Ее коллеги покорно увольнялись «по собственному желанию», кто-то соглашался остаться работать на худших условиях. Но Людмила все же решила бороться, связалась с профсоюзом «Учитель» и победила. Вот как ей это удалось. 

Щедрое предложение школы

Борьба началась в феврале 2019 года, когда школа издала приказ о сокращении уборщиц. Это же просто: казалось, любая клининговая фирма предоставит десятки рабочих рук. Но, как оказалось, штатные работники делают работу, за которую работники клининговых фирм не возьмутся.

Тогда школьная администрация отозвала извещение о сокращениях, но, чтобы сократить расходы, начала увольнять работников «по собственному» или по соглашению сторон. Всего уволили от 35 до 50% работников в зависимости от подразделения, а оставшимся предложили работать с новыми условиями, при которых территория для уборки каждой уборщицы выросла в два раза.

Людмила Мошкова так описывает настроения в коллективе в то время:

«Люди были в состоянии психологического стресса. Сначала руководство сказало, что будут сокращения, — а у многих ипотека, кредиты, больные родственники на руках, кому-то год до пенсии — все были в состоянии шока. И когда им сказали: «Мы вас оставим, но на других условиях», – они обрадовались, вникать в новые условия работы никто не хотел».

Какие новые условия труда ввела школа?

— Снизилась оплата за квадратный метр убранной территории. Норматив вырос с 700 кв.м. до 900 кв.м., а затем дошел до 1400-1600 кв.м. Зарплата формально выросла с 23 тыс. до 28 тыс.

— Добавили новые трудовые обязанности, не входящие в ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник). На уборщиц перекинули часть работ по обслуживанию и ремонту зданий. Теперь им стало нужно также убирать пришкольный участок, красить стены, фасады, окна, обходить здания и проверять оборудование, замки, электроприборы и т.д.

Как началась борьба?

После того как школьная администрация отменила сокращение, она также издала уведомление “Об изменении определенных сторонами условий трудового договора”. Большинство согласилось работать на новых условиях – в конце концов, хоть какая-то работа. Но если все время поступать как проще, соглашаться с тем, что здесь урезали, там новые обязанности — то своим бездействием мы приводим к падению стандартов труда работника.

Работодатель не имеет права в приказном порядке изменить трудовой договор в сторону ухудшения условий труда работников, как это произошло в школе № 1955. Более того, новая должностная инструкция нарушала статью 74 «Трудового Кодекса», которая запрещает изменять трудовые функции работника. Поэтому на уведомлении и инструкции Людмила написала, что «ознакомлена и не согласна работать в новых условиями работы».

Также в связи с травмой руки она имела право на отпуск по состоянию здоровья без сохранения зарплаты. Но руководство не только не представило сразу законный отдых, но и стало следить: где, что не так делаешь, не опаздываешь ли на работу.

«Мало того, что я работаю одной рукой (меня не отстранили), так еще используют эту ситуацию, чтобы поймать», — вспоминает Людмила Мошкова.

По совету людей уборщица написала заявление на имя директора с просьбой отстранить ее по состоянию здоровья. После отпуска по состоянию здоровья и во время отпуска по графику администрация решила окончательно избавиться от нее и подписала приказ на увольнение.

Как защитить свои права?

Людмила Мошкова обратилась за помощью в юридическую компанию и подала документы в Басманный суд с просьбой восстановить ее на работе в прежней должности и на прежних условиях.      

Затем она связалась с профсоюзом “Учитель”, обучалась защите трудовым правам на профсоюзных семинарах и получила ответы от профсоюзного юриста.                                               

Собранные документы, профессиональный юрист, помощь профсоюза и главное – терпение помогли ей добиться своих прав.  14 июля Басманный суд вынес постановление в пользу работника. Суд восстановил ее в должности на прежних условиях и постановил выплатить ей за вынужденный прогул зарплату, равную среднему дневному заработку за каждый день вынужденного прогула. Также отдельно школа должна оплатить компенсацию за услуги адвоката и госпошлину суду. 

И хотя отношения после возвращения не были гладкими, директор уже не делает резких и необдуманных шагов:

— Когда я пришла, они сразу же попытались пересчитать метраж и перевести работать в другое подразделение комплекса, — рассказала Людмила Мошкова. — Я: «Нет-нет-нет. Я буду работать на тех же ставках, в той же должности, с той же заплатой, только вы мне ее проиндексируете. Вы выполнили решение суда, но это не значит, что по ходу дела вы будете придумывать что угодно». Пришлось с ними очень серьезно поговорить. Я свои права знаю.

Какие выводы, можно сделать:

1. Действительно, каждому необходимо знать свои юридические права.

2. Борьба идет сподручней при помощи профсоюза, у которого есть свои юристы и который проводит консультации по трудовым правам.

3. Хотя индивидуальная борьба работает и можно победить в суде, но издержки для отдельного работника высоки — в иной ситуации, когда работники готовы, предпочтительнее организовать коллектив и бороться вместе.

 

Материалы по теме: