В новом Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 № 16-П даны разъяснения по поводу взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно. Отвечаем на вопрос о правовых последствиях Постановления.
Это постановление призвано устранить правовой пробел в ситуации, когда нарушение работодателем права работника на своевременную выплату заработной платы является длящимся, а сам факт такого нарушения установлен лишь судом.
Лучше всего это рассмотреть на конкретном примере увольнения работника.
Допустим, работник уволен 31 января по инициативе работодателя в связи с неоднократным неисполнением служебных обязанностей. При увольнении работодатель корректно начислил и выплатил работнику все причитающиеся выплаты: заработную плату за январь в полном объеме, а также компенсацию за неиспользованный отпуск.
20 февраля работник обратился с иском в суд и заявил требования о восстановлении на работе, компенсации морального вреда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также начислении процентов на суммы этой неполученной заработной платы в порядке части 1 ст. 236 ТК РФ.
Решением суда от 1 июля исковые требования работника удовлетворены частично. Суд восстановил его на работе, взыскал компенсацию морального вреда, взыскал заработную плату за время вынужденного прогула — то есть за февраль, март, апрель, май и июнь. При этом суд отказал работнику в начислении процентов на суммы взысканной заработной платы, поскольку до момента вынесения судом решения эти суммы были предметом спора и работодатель добросовестно полагал, что в этом споре он прав, пока суд не установил обратное.
Допустим также, что в данном конкретном споре работодатель повел себя максимально честно и законопослушно, не стал обжаловать решение суда, восстановил работника на следующий день после вынесения судом решения, в этот же день произвел все причитающиеся работнику выплаты: компенсацию морального вреда, заработную плату за февраль-июнь.
Работник же не согласился с тем, что на суммы заработной платы за время вынужденного прогула не были начислены проценты и обратился в вышестоящий суд с жалобой.
До момента выхода указанного Постановления КС РФ суды решали эту проблему по разному — единства практики не было.
Теперь Конституционный суд разъяснил, что независимо от того, когда и кем (работодателем или судом) установлено нарушение права работника на своевременную выплату заработной платы, работодатель должен произвести эти выплаты вместе с компенсацией (процентами) за каждый день задержки, то есть со дня, следующего за днем, когда эти выплаты в силу закона должны были быть произведены, по день фактического расчета.
В нашем случае это означает, что суд, принимая решение о выплате работнику заработной платы за время вынужденного прогула, должен начислить на эти суммы проценты.
Расчетный период для начисления процентов при этом для каждого месяца будет свой. Например, если в организации установлены дни выплаты зарплаты 15 и 25 числа каждого месяца за предшествующий месяц, то при взыскании процентов на задержанную зарплату за февраль расчетный период будет такой: с 16 марта по день фактического расчета применительно к авансу за февраль, с 26 марта по день фактического расчета применительно к получке за февраль. Ну и так далее с мартом, апрелем, маем и июнем месяцами.
Определенную трудность тут представляет формулирование просительной части исковых требований. Понятно, что работник не знает, когда работодатель фактически рассчитается с ним по присужденным суммам, то есть фактически исполнит решение суда. Некоторые суды производят расчет подлежащих взысканию сумм только на день вынесения судом решения, заставляя, таким образом, работника, повторно обращаться в суд за взысканием неполученной части процентов уже после того, как работодатель исполнит решение суда по выплате основного долга.
При обращении с иском нужно просить суд именно так, как указано в постановлении КС РФ, то есть: взыскивать с работодателя в порядке ст. 236 ТК РФ проценты (денежную компенсацию) от невыплаченных в срок сумм заработной платы за время вынужденного прогула за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. И пусть приставы, казначейство или иной орган, исполняющий решение суда, эти проценты начисляет, пока работодатель не расплатится окончательно.
Из системного толкования обеих частей 236 статьи ТК РФ (и судебная практика это подтверждает) следует, что если коллективным договором не установлен особый, повышенный размер такой компенсации, то суды при ее расчете будут использовать коэффициент, равный 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центробанка. Поскольку ключевая ставка меняется, то и формула расчета будет включать в себя расчетные периоды. На данный момент ставка составляет 7,5%, и взыскиваемая сумма может быть достаточно большой.
Рассчитать ее можно так: компенсация = сумма задержанных средств × 1/150 ключевой ставки Банка России в период задержки × количество дней задержки выплаты.
Поскольку в постановлении Конституционного суда указано лишь на пересмотр судебных актов по делу конкретного гражданина Сергеева, иные лица с заявлением о пересмотре состоявшихся по их делам решениям обращаться в суд не могут.
Вместе с тем, у нас имеется ст. 392 ТК РФ, где говорится, что за разрешением трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам указанного срока, он может быть восстановлены судом.
Кроме того, суды неоднократно разъясняли, что если работник продолжает трудиться у данного работодателя, то по спорам о взыскании начисленной, но не выплаченной зарплаты надлежит учитывать, что пропуск срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Таким образом, работникам, в пользу которых судами не были взысканы проценты, или даже если они не заявляли такое требование суду, стоит пробовать взыскивать эти проценты даже при формальном пропуске годичного срока, установленного 236 ст. ТК РФ.
Автор: Кирилл Васильев, юрист профсоюза «Учитель»
PS Обратите внимание на коллективный договор вашего учреждения. В нем может быть установлена повышенная сумма выплаты в случае просрочки. Так учителю английского языка Ксении Гоженко удалось взыскать значительно более существенную сумму благодаря колдоговору.