17 мая состоялся круглый стол «Проблемы бюрократизации образования и пути их решения». Организаторами выступили профсоюз «Учитель» и профсоюз «Университетская солидарность» — членские организации Конфедерации труда России.
На открытии выступили Борис Кравченко, президент Конфедерации труда России, и Игорь Ковальчук, первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков. Затем преподаватели, учителя, научные сотрудники, юристы и активисты профсоюзов рассказали о своем видении проблем системы образования и науки сферы и путях их решения.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что образование и наука излишне регламентированы в одних аспектах, а в других, напротив, недостаточно. Так, внеурочная часть рабочего времени учителя воспринимается руководством школ как безразмерная. В нее пытаются вместить все, что требуют от школы как местные и региональные органы власти, так и министерские структуры. Учителя получают несколько десятков распоряжений в месяц: провести мероприятие, поучаствовать в конкурсе, организовать участие детей в проекте, составить отчет и пройти обучение. Предполагается, что во внеурочное время учитель готовится к урокам, оценивает результаты обучения, совершенствуется с методической точки зрения, участвует в педсоветах и других совещаниях. Вся работа во внеурочное время должна быть непосредственно связана с образовательным процессом. Но так было в добрые старые времена.
Последние годы школа хочет от учителя всего и сразу. Сделав акцент на воспитательной функции педагога, министерские чиновники не позаботились о сокращении нагрузки, связанной с образовательными задачами, которые реализовывает учитель-предметник. Работники образования настаивают на необходимости возобновления работы по тщательному нормированию труда преподавателей.
Министерства (теперь их два — просвещения и образования и науки) гордятся и наверняка их сотрудники получают премии за то, как хорошо и полно у них собрана информация о разных сторонах научной и преподавательской деятельности, обученности детей и квалификации педагогов. Но часто забывают упомянуть, что информация не попадает в базы данных «из воздуха». Что за всеми этими базами и отчетами, которые показывают устойчивый рост или выявляют проблемы, стоит кропотливая работа тысяч административных работников, завучей, сотен тысяч учителей и преподавателей, которые были вынуждены эту информацию собирать и предоставлять.
Участники круглого стола отметили, что изменения ФГОСов и появление новых приказов и рекомендательных писем, в частности, приводит к необходимости корректировать календарно-тематические планы. Электронные дневники, вопреки заявлениям Министерства просвещения, не являются таким уж простым и удобным инструментом, которые позволял бы гибко выстраивать учебный процесс и при этом выполнять требования по отчетности. Так, внезапно введенная неделя каникул означает для учителя многие часы работы по корректированию КТП в электронном виде, поскольку он обязан пройти все темы, включенные в программу обучения. Кроме того, нередки ситуации, когда программные комплексы работают со сбоями или некорректно.
Выступавшие напомнили, что Министерство просвещения (ранее — Минобранауки) выпустило в 2018-2020 гг. три рекомендательных письма о сокращении отчетности. Но в школах после этого мало что изменилось. Рекомендательные акты, как отметили эксперты, всегда используются более сильной стороной — работодателем — в своих интересах: когда ему выгодно, эти документы трактуются как обязательные для выполнения, когда не выгодно — как «бесполезные и ненужные» бумажки. Документы, которые касаются сокращения отчетности, относятся, разумеется, к последним. Участники круглого стола пришли к выводу, что отказываться от дополнительной неоплачиваемой нагрузки педагогам удается, если они способны постоять за себя или в школе действует сильная профсоюзная организация.
Какие же нормативные акты и законы можно использовать для «спасения» от навязываемой дополнительной нагрузки?
Во-первых, ТК РФ (статья 60) декларирует запрет требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Действует Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Недостаточно конкретно, но все же некоторые аспекты рабочего времени учителей в нем регламентированы. Ряд дополнительных прав в отношении нагрузки можно внести в коллективный договор учреждения.
Во-вторых, в локальных нормативных актах можно закрепить детальный список того, что учитель должен делать в рамках внеурочной нагрузки, а что за отдельную плату — с указанием размера оплаты. В частности, педагоги могут потребовать принятия процедуры согласования изменений в нагрузке на новый учебный год, которая предполагала бы завершение переговорного процесса в июне или до начала отпуска педагога. Таким образом, учитель заранее знал бы наверняка объем его нагрузки, а так же имел достаточно времени провести переговоры по ее изменению в случае необходимости. И в крайнем случае уволиться, а за лето найти новую работу. Практика, когда дополнительные соглашения о нагрузке подписываются 30 августа или 5 сентября, ставят учителя в очень зависимое положение.
В-третьих, в образовательной организации может быть введен учет рабочего времени в его внеурочной части, который позволит продемонстрировать работодателю, сколько часов уже было отработано.
Круглый стол является одним из этапов кампании «Дайте учителю учить!», а итогом ее, как мы надеемся, станет существенно снижение объемов бюрократической и другой бессмысленной работы педагогов.