В конце марта студенты последнего курса педагогического института Иркутского государственного университета встречались с замминистра образования Иркутской области Евгением Торуновым. Темой встречи было трудоустройство выпускников. Студенты пришли на встречу, чтобы получить информацию об условиях работы. Но каково же было их удивление, когда чиновник объявил, что их ожидает зарплата 5 тысяч рублей. «Хорошо обеспечить свою семью вы с вашей работой будете не в состоянии — просто забудьте об этом», — заявил чиновник. Причем замминистра в принципе отказался обсуждать с будущими педагогами проблему зарплат и издевательски посоветовал выбирать в мужья тех, кто не работает в школе и может обеспечить семью.
Оскорбленные студенты написали петицию и отнесли ее своему преподавателю Ольге Юрьевой, написавшей об этом в Facebook. После того как петиция стала расходиться по интернету и появилась статья в «МК-Иркутск», Евгений Торунов вступил с Ольгой Юрьевой в переговоры, сообщил, что его неправильно поняли, и предложил провести еще одну встречу. Но студенты отказались.
Уже много лет я слышу, что студенты пединститутов не хотят идти работать в школу. Называют разные числа: учителями становятся от 5 до 15% выпускников, — и возмущаются: зачем они получают педагогическое образование, если не хотят потом работать по специальности?
Иркутские студенты могли бы стать учителями — до встречи с г-ном Торуновым. Замминистра — человек честный, он сказал им абсолютную правду. Педагог, с точки зрения наших властей, во‑первых, дармоед (на него бюджетные средства тратятся), во‑вторых, дурак (работает за гроши), и в‑третьих, стерпит любые издевательства. Примерно об этом же прошлым летом сказал победителю конкурса «Учитель года» Д.А. Медведев.
Интересно сопоставить слова замминистра образования Иркутской области с решением не сокращать количество бюджетных мест в педвузах, озвученным недавно министром образования РФ г-жой Васильевой. Может быть, в министерстве планируют массово открывать новые школы? Все-таки все говорят о том, что с 2007 года у нас начался демографический рост, и новые учителя будут востребованы все ближайшее десятилетие.
Или цель сохранения большого количества людей с педагогическими дипломами — заставить учителей держаться за свое рабочее место и не требовать улучшения условий труда и повышения зарплаты? К сожалению, это предположение кажется мне более близким к реальности.
В маленьких городах определенный конкурс на место педагога есть, прежде всего из-за отсутствия других мест работы. Педвузов много, они ежегодно выпускают дипломированных специалистов, а количество школ сокращается, и учителей, в соответствии с «Дорожной картой» (так называется госпрограмма развития образования до 2018 года), становится все меньше, потому что продолжается оптимизация расходов в бюджетном секторе и ежегодно должно расти число учащихся на одного учителя.
Но сколько бы студентов ни выпускали педвузы, молодежи в школах будет по-прежнему мало. И при существующей системе в этом заинтересована школьная администрация.
Во-первых, молодой учитель не сможет сразу работать на две ставки, у него мало опыта. А значит, зарплата у него будет низкая, и он будет портить статистику хорошей «средней» по школе.
Во-вторых, молодая учительница может выйти замуж и уволиться в середине года, может уйти в декретный отпуск. В нормальной ситуации это не было бы проблемой, но сейчас директора не могут себе позволить держать в школе педагогов с маленькой нагрузкой, которые могли бы заменить внезапно ушедшего коллегу.
В-третьих, нынешний молодой человек просто не готов работать бесплатно (многие виды педагогической работы совершенно официально не оплачиваются!) и при этом терпеть постоянные унизительные проверки, выполнять бессмысленные инструкции и отовсюду слышать про «упырей-учителей» (фраза писателя Глуховского на «Эхе Москвы»).
Можно ли изменить ситуацию? Да, но для этого власть должна признать ошибочность своей образовательной политики.
Начать можно было бы с символических жестов: уволить чиновников, прославившихся, как г-н Торунов, своими хамскими высказываниями; отменить нормативные акты, вызвавшие наибольшее возмущение в учительском сообществе (о профстандарте, о переходе на эффективный контракт); отказаться от манипуляций с показателями «средней» зарплаты; ввести 5-летний мораторий на любые реформы в системе начального и среднего образования (сейчас школу лихорадит от постоянных новаций, предлагаемых чиновниками и депутатами).
Далее необходимо отменить НСОТ (новую систему оплаты труда) и изменить принципы финансирования школы, ввести учет всего рабочего времени и всех видов работы педагога.
Только тогда учителя смогут почувствовать себя не «одним из самых жалких, покорных, задавленных и безнравственных профессиональных сообществ России» (из выступления журналиста Пархоменко на «Эхе Москвы»), а людьми уважаемыми. Тогда и выпускники педвузов с радостью пойдут работать по специальности.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель»