21 сентября появилась новость об увольнении директора одной из школ Южно-Сахалинска из-за жалоб родителей на трудного ребенка. В мэрии города сообщили, что в ходе проверки, организованной департаментом образования, в школе нашли нарушения в организации “индивидуальной профилактической работы” с ребенком и семьей. Учителю дали рекомендации относительно общения с ребенком, школа занялась принятием «профилактических мер», разработкой «индивидуального подхода» и методов формирования «дружного класса», но этого оказалось недостаточно.
Да, администрации школ не всегда адекватно работают с проблемами, возникающими в учебном процессе. Однако подобные не единичные коллизии дают понять, что инструмент, который существует на данный момент в далеко зашедших конфликтах — увольнение административных работников — не решение проблемы.
Что делать с детьми, которые в силу особенностей поведения не вписываются в общеобразовательную систему? У частных образовательных учреждений есть возможность отказать, но государственная школа не может исключить ребенка — разве что попросить родителей забрать документы. Последнее далеко не всегда возможно — и может оказаться просто перекладыванием ответственности на другую школу в случае, когда родители не согласны проходить комиссию.
Если в классе тридцать человек, и в нем оказывается один ребенок, который не даёт заниматься другим детям, педагог оказывается в тупике: учить всех остальных или работать с трудным ребёнком? Хватит ли у учителя сил, терпения, времени на “индивидуальный подход” и “профилактические меры”?
В Екатеринбурге недавно произошел похожий конфликт: родители обратились в полицию, администрацию города и к руководству школы с требованием решить ситуацию с агрессивным третьеклассником.
Один педагог и психолог проблему не решат: работа с поведением ребенка требует как минимум беседы с родителями, которые могут и не выходить на связь со школой — как в случае принесшего в школу нож школьника из Екатеринбурга.
Проблема назревала не один день: в первом классе в ответ на жалобы родителей директор дала классному руководителю рекомендацию провести в классе «Уроки добра». Сейчас в письме департамента образования администрации Екатеринбурга родителям рекомендуется сводить ребенка к врачу. В самом классе, по данным мэрии, «реализуется программа по сплочению детского коллектива, с элементами психогимнастики, релаксации» — этим чиновники и довольствуются. Сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних проводится проверка, но ответ в школу из полиции пока не поступил. Полиция может поставить ребёнка на учёт (в случае, если мальчик регулярно совершал антиобщественные деяния или правонарушения) и далее взаимодействовать по этому поводу с родителями, но в школу ребёнок будет ходить и дальше. Административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная — с 14 лет, поэтому здесь у полиции позиция классическая: когда убьют — мы обязательно выедем.
Сейчас появляются инициативы от некоммерческих организаций, но это, по большому счёту, может упростить жизнь школам только в Петербурге и Москве — третий сектор не может устранить проблему отсутствия механизма разрешения подобных конфликтов в системе образования в масштабе всей страны.
Какие меры может предпринять школа? Директор может инициировать создание комиссии с участием психологов и преподавателей, которая с учетом мнения родительского комитета может порекомендовать перевод ребенка на домашнее обучение или систематические занятия с психологом. Но в ситуации, когда нет содействия со стороны родителей, школа остаётся один на один с трудным ребенком и множеством детей, которые тоже имеют право на образование. В таком случае можно писать заявления в органы опеки по поводу ненадлежащего выполнения родительских обязанностей. И уже опека может подать в суд на родителей для ограничения родительских прав, а ребенка могут передать в социально-реабилитационный центр еще до вынесения решения.
Но на шаг в сторону лишения ребёнка даже дисфункциональной семьи пойдёт не каждый. В обоих случаях родители инициировали решение далеко ушедших проблем в поведении одного ребёнка в классе. А если таковых в коллективе несколько? Отсутствие системы работы с детьми, не вписывающимися в школьную систему, рикошетом бьёт и по администрации, и по учителям. И эта проблема требует незамедлительного обсуждения и решения.