Открытое письмо по поводу ситуации в школе Тубельского

Открытое письмо министру образования РФ О.Ю. Васильевой, мэру г. Москвы С.С. Собянину, руководителю Департамента образования г. Москвы И.И.Калине, педагогической общественности РФ от педагогов, родителей и выпускников ГБОУ г. Москвы «Школы самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского» по поводу ситуации, сложившейся в школе

Мы, педагоги, родители и выпускники «Школы самоопределения», вынуждены заявить, что из-за сознательных действий нового директора наша школа находится в критической ситуации.

Школа, которую мы имеем честь представлять, носит имя ее директора Александра Наумовича Тубельского, чей вклад в российскую и мировую педагогику трудно переоценить. Школа под его руководством была знаменита, прежде всего, своим демократическим укладом, опыт создания которого перенимали многочисленные коллеги из разных уголков России. Группа педагогов школы в 2001 году стала лауреатом премии Президента РФ В.В. Путина в области образования. Многие идеи Тубельского, рожденные и апробированные в стенах нашей школы, вошли в новые ФГОСы. То, чем в течение нескольких десятилетий жила «Школа самоопределения», становится трендом в современном образовании. Это и командная работа, и компетентностный подход, и коллегиальное управление, и проектные формы работы, и содержательно-качественное оценивание, и межпредметные погружения, и стажировки; образовательные поездки и экспедиции – неотъемлемая часть образовательных программ всех лучших школ Москвы, а школьный уклад – важнейший параметр оценки качества школ в большинстве стран Северной Европы и во всех странах – лидерах рейтинга РISA.

После смерти Александра Наумовича по просьбе коллектива на пост директора была назначена Юлия Владимировна Грицай, его ученица. В течение 10 лет совместными усилиями всего коллектива мы сохраняли верность принципам гуманистической педагогики Тубельского и строили основанную на них педагогическую практику.

В самом конце прошлого учебного года Департамент образования назначил нового директора нашей школы — Сергея Александровича Москаленкова. Знакомясь с коллективом, с родительским сообществом, он заверял, что понимает неординарность школы, будет заботиться о преемственности принципов и традиций педагогики Тубельского. К сожалению, очень скоро стало ясно, что это не более чем декларации.

Вот несколько примеров.

1. Уклад школы и принципы самоуправления

В основе уклада школы были идеи гражданского воспитания, предполагающего деятельностную активность личности, ее созидательное участие в жизни общества. Это воспитание осуществлялось через получение детьми опыта нормотворчества, подчинения совместно выработанным правилам, соотнесения своих интересов с интересами других людей, конструктивного разрешения конфликтов, опыта проявления инициативы в устройстве совместной жизни. Понимание того, что свобода неразрывно связана с ответственностью, рождалось в опыте активного участия в организации общей жизни.

Главным законодательным органом в школе был Совет школы, в который входили ученики, учителя и родители. Собирался он значительно чаще, чем нынешний Управляющий совет. Успешно действовала форма школьной службы примирения – Суд Чести, практикующий восстановительный подход к конфликтам внутри школьного сообщества.

Была написана школьная конституция – совместно принятый свод правил, определяющий права и обязанности всех граждан школы, детей и взрослых. Ее законы, разработанные членами Совета, обсуждала и принимала вся школа.

Ни один из органов самоуправления не действует сейчас в школе. Все конфликтные ситуации, все проблемы, которые могли бы быть рассмотрены как педагогические ситуации и решены педагогическими средствами, решаются исключительно формально, в административном порядке.

2. Совместность и коллегиальность принятия решений

В процессе подготовки выборов в Управляющий Совет стало ясно, что принятые в нашей школе принципы совместного участия детей и взрослых в принятии всех важных для общей жизни решений, не воспринимаются новой администрацией. Прежде в выборах, организованных по модели государственных, все граждане школы голосовали за общий список кандидатов. Мысль, что дети тоже вправе решать, кто из учителей будет в УС, была для нового директора неприемлема, он не допустил этого.

Со времени Александра Наумовича школа привыкла к коллегиальному управлению, к тому, что педагогические инициативы приветствуются независимо от должностного положения того, кто их проявляет. В школе царила атмосфера доверия, взаимного уважения, творческого поиска. В предыдущие годы сотрудники администрации школы воспринималась учителями как коллеги, имеющие другие функции, но работающие ради тех же, что и педагоги, целей. Новый директор и его администрация подменяют педагогические цели создания условий для воспитания ребенка как субъекта образования и социально активной личности на псевдорезультативность, понимаемую только как повышение рейтинга школы, определяемого параметрами, четко заданными вышестоящими органами. Всё, что не укладывается в рамки этих целей, сворачивается. Отсюда постоянная демонстрация недоверия к учителям, неуважение к накопленному ими опыту. Решения, касающиеся организации общей жизни школы, принимаются директором единолично, без учета мнения педагогического коллектива и многочисленных обращений родителей и носят директивно-запретительный характер.

Так, без предупреждения коллектива, без согласования с Управляющим советом, зная о возражениях родителей, спортивный комплекс начальной школы демонтировали в январские праздники. Комплекс – часть образовательной среды. Сейчас такие комплексы заказывают и устанавливают самые продвинутые учебные заведения Москвы. В нашей школе такого спортивного комплекса больше нет.

На предложение решить вопрос безопасности части игровой площадки на школьном участке (оголились корни деревьев) последовало решение директора вовсе запретить ее использование детьми: вся площадка была огорожена строительной лентой.

Накопленные и сохраняемые годами декорации к спектаклям и ежегодным праздникам, туристический инвентарь выкидываются в связи с «необходимостью освободить помещение» (без поиска вариантов сохранения ценных вещей).

Общение с педагогами, по большей части, идет через бумажную волокиту, под подпись и видеокамеры. Педагогам, работающим над различными проектами, до последнего дня неизвестно, будет ли разрешено проведение праздника или заранее запланированного мероприятия – или оно будет запрещено по формальным причинам. Так обстояло дело с несколькими образовательными выездами, туристическим слетом, праздником фонариков для первоклассников, благотворительной ярмаркой в школе.

Ежедневная борьба с администрацией за простые, естественные для педагогики Тубельского вещи, отнимают силы, нервы и, конечно, время от работы с детьми. Некоторые сотрудники школы не выдерживают провокационный и намеренный прессинг, пишут заявление об уходе.

3. Диалог с детьми

Совсем недопустимо, когда авторитарный и неуважительный стиль управления распространяется непосредственно на детей. Ученики школы не привлекаются больше к обсуждению общешкольных дел. Зачастую их ставят перед фактом того или иного административного решения.  Недавний пример: часть новогоднего оформления школы, над которым ученики 8-х классов работали в течение длительного времени, не понравилась директору – он просто снял его. Никто не разъяснил ребятам, по каким причинам их работа была отменена и перечеркнута. Никто не вступил с ними в открытый диалог, чтобы предложить изменения, найти новое решение.

Мы хотим воспитывать свободную, инициативную и ответственную личность. Для этого нужны определенные условия, среди которых поддержание диалога — одно из важнейших. Сейчас это условие не выполняется.

4. Открытость

Готовность делиться своими находками, обсуждать проблемы, открывать свои пространства для всех заинтересованных в этом – одна из характерных черт нашей школы. Для учителей, родителей, коллег из других школ открытыми были наши семинары, проблемные группы, заседания Совета, педсоветы (если там не обсуждались персоналии), уроки (по предварительной договоренности). Теперь нужно бороться за разрешение посетить педсовет родителю – члену Управляющего Совета!

Продолжать работу в условиях постоянной конфронтации очень трудно. Резко возрастает негативное отношение родителей к действиям администрации школы, а это неизбежно сказывается на детях. Надежды на то, что со временем удастся увлечь нашего директора столь дорогими для нас идеями, не осталось. Но мы, учителя и родители, которые сознательно привели детей именно в эту школу, хотим, чтобы школа на деле воплощала педагогику Тубельского, а не просто носила табличку с его именем и периодически вспоминала о нем как о прекрасной истории. Но, неизменно сохраняя концептуальные основания, педагогические принципы, идеи педагогики Тубельского, мы хотим идти дальше, развивать школу, осваивать новые методы, способы, формы, отвечающие задачам и возможностям ХХI века. Решать эти задачи мешает недальновидная бюрократическая политика нашего директора. Сергей Александрович не справляется со своей должностью: конфликт с родительской общественностью дошел до бойкота, когда родители отказались привести своих детей в школу из-за самоуправства директора.

Мы, педагоги, родители, выпускники «Школы самоопределения имени А.Н.Тубельского», обращаемся к Вам и к педагогической общественности нашей страны с предложением широкого обсуждения конфликтной ситуации в нашей школе и возможности пребывания на посту директора школы человека, не умеющего выстраивать отношения с педагогическим коллективом, детским и родительским сообществом. Это важно не только для нас. Это важно для будущего России.

25 января состоится открытое заседание Управляющего совета с интернет-трансляцией в ютубе (ориентировочное время — 18.00, место — Сиреневый бульвар, д.58а), куда приглашаем всех для обсуждения и где, по заявлению Председателя Управляющего совета Павла Сергоманова, слово получат все заинтересованные. По результатам заседания будет подготовлена петиция с возможностью подписей, созданы группы в соцсетях, назначена встреча с руководством ДОгМ, будут привлечены СМИ для широкого освещения ситуации.

Мы готовы защищать нашу уникальную школу всеми законными способами и рассчитываем на поддержку педагогической и родительской общественности, всех, кому небезразлично будущее российской школы.

Подписанты:

От педагогов: Дунаева Елена Алексеевна,

председатель первичной организации профсоюза «Учитель»

ГБОУ г. Москвы «Школы самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского»

От родителей: Смирнова Татьяна Геннадиевна, председатель СРК (совета родительских комитетов)

ГБОУ г. Москвы «Школы самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского»

От выпускников: Страхов Даниил Александрович, выпускник школы, актер

театра и кино, лауреат премии Правительства РФ

 

 Подписать петицию «Требуем сохранить школу самоопределения №734 имени Тубельского!»