30 сентября в школе №17 Петропавловска-Камчатского состоялся очень интересный педсовет, в котором приняла участие Лариса Витальевна Сущева, председатель Камчатской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки. Лариса Витальевна объясняла учителям, что такое профсоюз. Коллеги из недавно созданной первички профсоюза «Учитель» в школе №17 рассказали нам, как проходило собрание, и теперь мы лучше представляем себе, как именно понимают некоторые региональные руководители суть профсоюзной деятельности. А поскольку Лариса Витальевна избрала в качестве отрицательного примера профсоюз «Учитель», я вынужден напомнить ей и ее коллегам самые элементарные вещи, о которых они, кстати, могли бы прочитать в профсоюзной газете «Солидарность».
Начнем с самого главного вопроса — о членстве. Председатель Камчатской краевой организации уверена, что членами профсоюза должны быть не только наемные работники, но и работодатели (в данном случае — директор школы).
Уважаемые коллеги из Профсоюза работников народного образования и науки! Если защищать права, то от кого? Кто их нарушает? Если не работодатель, то — кто? И как будет работать независимый (прежде всего от работодателя!) профсоюз, если работодатель как член профсоюза может влиять на все его решения? Представьте себе собрание, обсуждающее вопрос о начале забастовки. Директор тоже за нее будет голосовать?
Председатель Камчатской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки заявила, что работники были обязаны (!) пригласить директора школы на учредительное собрание профсоюзной организации. То есть, получается, нормальный профсоюз — в котором его члены на всё получают разрешение директора. Уверяю вас, коллеги, это не так. Не должны работники ни о чем просить директора или уведомлять его заранее о проведении учредительного собрания. Возможно, Л.В. Сущева решила, что раз муниципальные власти у нас согласуют или не согласуют место и время проведения публичных акций, то и директору школы дано такое право.
Лариса Витальевна Сущева сравнивает состоявшееся учредительное собрание первичной организации профсоюза «Учитель» с «тайной вечерей». Помимо того что мне очень хотелось бы узнать у Ларисы Витальевны, чем именно ей не нравится один из важнейших христианских символов — тайная вечеря, я прошу прочитать хотя бы ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности». В нем, как и во всех остальных нормативных актах, нет обязанности договариваться с работодателем о проведении учредительного собрания.
В начале перестройки Михаил Горбачев образно описал ситуацию, когда директора были членами профсоюзов: «Председатель профкома танцует польку-бабочку с директором». К сожалению, мы получаем очень много писем, в которых учителя рассказывают о том, как в их школах директора вместе с профоргами принимают решения, нарушающие трудовые права работников.
Да, профсоюз «Учитель» с самого начала своего существования последовательно помогает своим членам защищать трудовые прав работников в спорах и нередко острых конфликтах с работодателями. Так уж устроена наша система образования, что нередко директор вынужден вести наступление на наши права: увеличивать учебную нагрузку, сокращать компенсационные и стимулирующие выплаты, принуждать к выполнению неоплачиваемых работ.
Может быть, вы считаете, что основные нарушения происходят не на школьном, а на региональном или всероссийском уровне? Тогда надо добиваться изменения регионального и федерального законодательства. Но почему-то Л.В. Сущева упрекает профсоюз «Учитель» в том, что в нашем уставе среди других задач указано «участие в совершенствовании законодательства РФ».
Напомним, что, в соответствии с пунктом 9.1 своего Устава, Профсоюз работников народного образования и науки РФ
«… Участвует в разработке предложений к законодательным и иным нормативным правовым актам, затрагивающим трудовые, социальные и профессиональные права и интересы работников и обучающихся, а также по вопросам социально-экономической политики, формирования социальных программ и другим вопросам в интересах членов Профсоюза».
Трудно представить себе профсоюз, который не добивается улучшения законодательства с целью улучшения положения работников. Более того, многие проблемы российских педагогов порождены именно несовершенством законодательства, в частности, превращением образования в «сферу услуг».
А теперь — о грустном. Любой человек имеет право высказывать свое мнение, в том числе — о профсоюзах. Но вот клевета (то есть «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», ст. 128.1 УК РФ) — это уже дело другое.
Утверждения о том, что профсоюз «Учитель» требует профсоюзные взносы в тройном размере за юридические услуги, а также может потребовать в качестве взноса квартиру или машину являются выдумкой в чистом виде. Согласно положению о взносах, вновь вступающий в профсоюз работник должен уплатить взнос за три предыдущих месяца, если он рассчитывает на юридическую помощь в значительном объеме. Это не относится к случаям вступления в действующие первичные профсоюзные организации.
Установить истину в данном случае легко: достаточно прочитать Устав МПРО «Учитель».
Может быть, что эти разъяснения помогут разобраться в том, что такое профсоюз, педагогам, которые до сих пор думают, что основная работа профсоюза — это раздача подарков к 8 марта и льготных путевок при полном согласии с любыми действиями директора.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель МПРО «Учитель»