31 августа в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция, приуроченная ко Дню знаний. Тема мероприятия: «В новом учебном году учителя ждут от министра образования новую систему оплаты труда». В пресс-конференции приняли участие сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, юрист Центра социально-трудовых прав Сергей Саурин, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов.
Всеволод Луховицкий начал свое выступление с выражения надежды на плодотворное сотрудничество с Минобрнауки: «Мы давно ждали, когда новый министр начнет делать то, что надо делать министру. Пока это только посылы и обещания. Многие из них очень важные. Например, 19 августа Ольга Васильева заявила, что ведомство готово работать с профсоюзами. Это очень приятно, и мы готовы к сотрудничеству. Нам нравится позиция, что федеральный центр должен получить больше полномочий, возможность воздействовать на происходящее в школах».
По мнению Луховицкого, несмотря на то, что министр образования Ольга Васильева неоднократно заявляла, что Минобрнауки не имеет реальных рычагов для решения проблем с оплатой труда учителей, у министерства есть возможность написать инструктивные письма, рекомендации, которые не будут иметь силу законов или приказов, но в которых министерство может однозначно выразить свою позицию относительно положения учителей в России, а также дать рекомендации региональным властям и директорам школ, касающиеся улучшения положения учителя. Луховицкий считает, что многие чиновники и руководители школ могут серьезно отнестись к такому документу от Минобрнауки.
«Российские педагоги ожидают решения от Министерства образования двух ключевых проблем. Это учебные планы и, конечно, заработная плата», — сказал Всеволод Луховицкий.
«Учителя ждут, когда решится вопрос с зарплатой. Россияне знают, что в среднем педагоги получают около 30 тысяч рублей. Но никто не знает, за какое количество рабочих часов они получают эти деньги. А по приказу о нормировании рабочего времени есть как минимум 15 пунктов, по которым учителя обязаны работать бесплатно. Еще одно наше ожидание — перестать все менять. Учителя русского, которые готовят старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ, не знают на данный момент, будет ли устная часть по русскому языку. А учебный год уже начался», — обозначил ключевые проблемы Луховицкий.
Всеволод Луховицкий также сообщил, что в Национальной системе учительского роста, которую планируют опробовать в нескольких регионах в этом учебном году, не учтен главный компонент – финансовый.
«У нас есть новая идея, основанная на желании повышать уровень квалификации. Появилась Национальная система учительского роста. Будут учителя обычные, ведущие, старшие… Интересна одна деталь: министр образования Татарстана рассказал, что через эту систему в регионе прошли несколько сотен человек, но добавил, что этим педагогам выплатили несколько тысяч рублей, и это оказалось главным», — поделился своим наблюдением сопредседатели профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Но ключевой вопрос, из каких средств их выплатили. Никто пока не обещает дополнительного финансирования для реализации этой новой системы.
Юрист Центра социально-трудовых прав Сергей Саурин рассказал, как на данный момент устроена система оплаты труда педагогов и какие вопросы не урегулированы юридически, в частности, с оплатой дополнительных работ, выполняемых во внеурочное время. Это порождает возможность нагружать педагогов любым количеством часов и обязанностей. Не оплачивается как сверхурочная работа даже свыше 36 уроков в неделю, что фактически является работой на две ставки. Кроме того, педагоги сами соглашаются вести много часов, поскольку оклад за одну ставку катастрофически мал.
Саурин поддержал идею профсоюза «Учитель» о введении должности «классный руководитель». «Остро стоит проблема нормирования рабочего дня педагога. Классное руководство оформляется на учителя по дополнительному договору, сумму определяет учебное заведение. Работодатель зачастую имеет скромный фонд оплаты труда, а учитель по причинам морального порядка не может отказаться от классного руководства. В итоге работает много, а получает совсем мало. Это недопустимо, нужна доработка этого вопроса», — пояснил Саурин. В регионах оплата работы классного руководителя составляет от 500 до 2000 рублей, в Москве — около 5000 рублей.
Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов заявил, что проблемы высокой нагрузки и не сопоставимой с ней зарплаты актуальны и для высшей школы.
«Даже в тех редких вузах, где формальные выплаты достаточно высоки, хотя и далеки от обозначенного в майских указах, это достигается чудовищной нагрузкой. К тому же профессорско-преподавательский состав должен заниматься наукой, писать статьи, методички. Нередко денег в вузе не так уж и мало, но преподавателей убеждают, что их нет и ради студентов они должны потерпеть и поработать за низкие зарплаты. Например, в МФТИ в итоге цифры бюджета оказались в 4 раза выше, чем сначала сообщили профсоюзу», — поделился своим наблюдением Андроник Арутюнов. Арутюнов добавил, что есть проблема непрозрачного расходования средств. Непонятно, сколько денег выделяется вузам и куда они расходуются».
По материалам НСН