«Пусть мне отдают всё! Никаких уступок!»

Сегодня наша страна медленно выходит из тяжелого периода: полной изоляции, страха болезни и смерти, потери работы, страха перед завтрашним днем… Во все сложные периоды наш дух поддерживали и укрепляли настоящее Искусство и Творчество, а дети всегда оставались символом Надежды и будущего.
О том, как работали в период пандемии преподаватели детских школ искусств и детских музыкальных школ, рассказывает преподаватель фортепиано из г. Москва Елена Юрьевна Корнеева.

 

В своей книге «Работа актера над собой» Константин Станиславский описывает забавный опыт: молодому актеру предложили вести спор с коллегой, постепенно изолируя все его «орудия общения»: жесты, голос, мимику, глаза, слух. Затем актеру предложили вернуть одну из функций на его усмотрение. Недолго думая, артист воскликнул: «Черт подери! Актёр не калека!… Пусть мне отдают всё! Никаких уступок!».

Я думаю, «в шкуре» этого актера побывал каждый учитель, внезапно погруженный в атмосферу уроков по видеосвязи. Но особенно остро это ощутили мы — преподаватели музыкально-исполнительских дисциплин, хореографии, театра. Хочешь показать ученику образец звучания на своем инструменте — даже если есть под рукой инструмент, неизвестно, что именно услышит ученик на «другом конце провода». Хочешь услышать реальное звучание ученика — интернет-соединение обрезает сигнал. Я уже не говорю о невозможности через тактильные ощущения продемонстрировать ученику зависимость качества звука от игрового приёма — микроскопического движения мышц.
Урок имеет свою структуру, свой темпо-ритм, который придаёт процессу определенную энергетику. Последнее при дистанционной работе часто нарушается (из-за особенностей связи, например) и негативно отражается на эмоциональном состоянии ученика и учителя.

Конечно, качественных, проверенных методик для дистанционного обучения нашему делу не существует. Уверена, что их и не будет, т.к. наша профессия напрямую связана со сценой, публикой, акустикой концертных залов (сильно отличающейся от акустики в жилом доме), музыкальными инструментами, которые не всегда возможно иметь дома, ансамблевой игрой. Тем не менее, в период карантина появились предприимчивые экспериментаторы, которые предложили педагогам «обучающие курсы» по дистанционному преподаванию, аппаратуру (стоимостью 20-30 тысяч — примерно месячная зарплата московского преподавателя), платные платформы для музыкальных занятий и многое другое.

Преподаватели с детства воспитаны в атмосфере преданности своему искусству и профессии, повышенной требовательности к себе и готовы добиваться лучшего качества как своего выступления, так и выступлений своих учеников, практически не считая часов своего времени. А еще не считая времени и личных средств, потраченных на обучение видеомонтажу, обработке звука, методикам дистанционного обучения (эффективность которых пока не доказана). Также не стоит забывать о таких «мелких» расходах как телефонная связь, интернет, электроэнергия, ремонт, настройка, возможно, и приобретение домашнего музыкального инструмента для работы, приобретение аппаратуры и платных программ, расходы на печать нотных и других материалов. Все это нам помог посчитать профсоюз «Учитель». По результатам опроса выяснилось, что большинство преподавателей в карантин перерабатывали, вкладывали личные средства в качество своей работы, а некоторые при этом получили за свой труд даже меньше, чем обычно.

Основными причинами снижения зарплаты в карантин участники опроса называют отсутствие стимулирующих выплат и прекращение (по желанию родителей учащихся) занятий на отделениях платных образовательных услуг.

В этом учебном году я преподавала игру на фортепиано обучающимся на внебюджетной основе в детской школе искусств «Юность» г. Москвы. И я хочу поблагодарить руководство этой школы: несмотря на то что оплата от родителей не поступала, моя зарплата и стимулирующие выплаты выплачивались до конца мая, в соответствии с изначальными договоренностями. Но, судя по ответам коллег, далеко не всем директорам удалось сохранить зарплаты своим работникам в прежнем объеме.

Для меня, как и для большинства моих коллег, порядок распределения стимулирующих выплат до сих пор остаётся загадкой. Наиболее понятным критерием являются выплаты педагогам за победы их учащихся в творческих конкурсах.

В то же время именно этот критерий вызывает много споров в профессиональных сообществах. Я считаю, что материальная заинтересованность и мотивация преподавателя исключительно на победы в конкурсах может негативно сказаться на образовательном процессе. Поясню.

Во-первых, основным нашим учебным материалом является репертуар ученика. При ориентации на участие в конкурсах, преподаватели предпочитают несложные и эффектные музыкальные произведения тем, которые ценны в художественном отношении и действительно важны на данном этапе развития ученика. В принципе, смещается акцент с гармоничного, всестороннего развития личности ребенка на демонстрацию и эксплуатацию его природных данных. При мотивации на конкурсные победы происходит негласное деление учащихся на «перспективных» и «бесперспективных». К занятиям с последними педагоги, к сожалению, могут отнестись формально.

Во-вторых, спрос на конкурсы рождает предложение. Появляется огромное количество конкурсов, но, в то же время, снижается их уровень и статус. В период пандемии активизировались онлайн-конкурсы по видеозаписям. На страницах в социальных сетях коллеги с гордостью выставляют огромное количество дипломов, причем все места — первые, очень редко — вторые. В принципе, достаточно сделать одну более-менее удачную видеозапись выступления ученика и можно участвовать в неограниченном числе конкурсов. Главное — не лениться подавать заявки и оплачивать организационные взносы.

Что ж получается: педагоги, которые принципиально не принимают участие в подобных «соревнованиях», считают нецелесообразными расходы родителей на бесконечные конкурсные взносы и отдают предпочтение другим формам развития детей, не достойны получать стимулирующие выплаты?

В период пандемии творческий процесс в детских школах искусств и музыкальных школах не прервался ни на один день. С помощью педагогов дети записали большое количество видеороликов и онлайн-концертов, посвящая свое творчество врачам или ветеранам Великой отечественной войны. Пытались воссоздать даже звучание оркестра или хора. Конечно, эти попытки не имеют отношения ни к образовательному процессу, ни к коллективному музицированию, но зато в них есть важный воспитательный момент: демонстрация таких записей напоминает учащимся, что они по-прежнему коллектив, ансамбль, что их работа и совместное творчество нужны публике.

В нашей стране сегодня большое значение придается воспитательной функции образования, а педагоги творческих дисциплин уже десятки лет воспитывают у своих подопечных — не на словах, а на практике и личным примером, — уважение к национальной культуре, волю, профессиональную совесть, стремление к самосовершенствованию. Несомненно, заслуживает достойной оплаты титанический труд преподавателей в период карантина — без специальных методик и технических средств, движимый только любовью к своему делу и к детям.

Материалы по теме:

Профсоюз «Учитель» провел опрос среди педагогов ДШИ и ДМШ о снижении зарплат

Работодатель не должен уплачивать подоходный налог с суммы компенсации расходов сотрудника при дистанционной работе

Педагоги ДШИ №1 Нижневартовска жалуются на снижение зарплаты

Преподаватели детских музыкальных школ Воркуты отстояли свои права