После пикета учителей и преподавателей, который состоялся вечером 2 октября у здания Минобрнауки в Москве, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с активистом профсоюза «Учитель» Ириной Канторович и другими заинтересованными по поводу проблемы введения в школах обязательной 36-часовой рабочей недели.
Это идея, вредная во всех отношениях. Она заставляет учителей работать «на износ», лишает их возможности нормально готовиться к занятиям, в перспективе снижает мотивацию молодёжи идти работать в школы. Более того, это незаконно, хотя не все учителя об этом знают. Такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM в День учителя 5 октября высказала педагог, кандидат исторических наук, москвовед Ирина Канторович.
«Зарплата учителя формируется очень своеобразно. Сумма, которую получает педагог, подсчитывается в зависимости от количества уроков в неделю: тот, кто ведет 19 уроков в неделю получит меньше того, кто ведет 20 уроков и т.п. Ставка учителя — 18 уроков в неделю. Поскольку сегодня не редкость учитель, работающий с двукратной нагрузкой — 36 уроков в неделю, зарплата учителей школы может отличаться в разы.
Например, учитель с нагрузкой 9 уроков в неделю получает, в среднем, в 4 раза меньше того, кто работает с нагрузкой 36 уроков в неделю, — пояснила Канторович. — В десятках, если не в сотнях, школ и колледжей России администрации с недавнего времени заставляют всех учителей, вне зависимости от нагрузки и зарплаты, работать 36 часов в неделю, сообщая сотрудникам, что продолжительность рабочей недели любого учителя 36 часов. Такая позиция администраций абсолютно незаконна, но многие учителя об этом даже не догадываются: учителю зачастую и в голову не придет, что администрация может ошибаться в таком существенном вопросе трудовых отношений как продолжительность рабочего дня».
Показательной является ситуация в одной из школ Москвы, добавила Канторович. «До введения 36-часовой рабочей недели оплачивалась как отдельные уроки работа с отстающими. Например, 3 урока в неделю у учителя начальных классов выделялось на работу с отстающими (ведь маленькие дети часто болеют, кому-то никак не дается чтение и т.п.). Приказом учителю оформлялась тарификация на 3 урока больше и, соответственно, он получал большую зарплату. 36-часовая неделя все изменила. Учителю сообщили, что он должен составить план работы с отстающими, зафиксировать свою работу в тетрадях и отчитаться о работе. Но в его нагрузку (оплачиваемую по тарификации работу) это не входит. Учитель проводит 3 урока с отстающими бесплатно. Если, условно, за урок учитель получает 300 рублей, то, не получая за три урока в неделю ни копейки, каждый учитель недополучит заведомо более 40 тысяч рублей в год. Если в школе работает 10 учителей начальных классов, вместе им не доплатят уже 400 тысяч рублей в год. Деньги идут в фонд экономии школы, а затем по закону их можно оформить зарплатными выплатами той же администрации в виде стимулирующих, премий и т.п. Учителям же завуч вдохновенно и с выражением объясняет: «Учитель — это же не просто профессия, это миссия. Наша цель — добиться знаний и качества знаний. Не просто провести урок, используя какие-то технические средства, а именно чтобы после нашего урока в головах детей что-то осталось… Мы ответственны за будущее наших детей. И если в классе у меня есть отстающий ученик., я все равно уделю ему время после уроков для того, чтобы помочь… Учитель — это не обычная профессия. Это не профессия менеджера, который отсидел до 6 часов и ушел, спокойно забыв. Это — душа человека…» Вот так. Кому-то деньги, кому-то миссия…» — резюмировал эксперт.
Сложившаяся ситуация с юридической точки зрения является сомнительной, подчеркнула она. «Рабочее время педагогических работников регулируется специальными приказами Минобрауки РФ. На сегодняшний момент действует «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601». В нем регламентируются условия работы педагогических работников двух совершенно разных категорий, в каждой из которой свой принцип формирования зарплаты и свой критерий определения рабочего времени. К одной категории относятся педработники, которые не ведут уроков и для которых применяется понятие «должностной оклад». Именно про них — старших воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов и т.п. — в Приказе написано: «Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю». Такие работники могут работать на ставку (36 часов в неделю) или на полставки (18 часов в неделю). И совсем к другой категории относятся педработники, ведущие уроки, зарплата которых формируется по нагрузке — в зависимости от тарификации (числа уроков в неделю). Это как раз учителя и преподаватели колледжей», — пояснила она.
«Чесать тех и других педагогов под одну гребенку нельзя. Но в администрациях школ часто то ли ленятся разбираться в тонкостях законодательства, то ли — что случается нередко — используют недостаточно ясно сформулированную норму для максимальной эксплуатации учителей за минимальную плату. Борьба с беззакониями администрации для работника очень нелегка: у администрации очень много управленческих возможностей сделать так, чтоб трудовая жизнь работника стала невыносимой», — заключила Канторович.
Опрошенные ИА REGNUM эксперты эту идею тоже не поддержали. Единая 36-часовая рабочая неделя, вне зависимости от нагрузки и зарплаты учителя — это вредная инициатива, которая ведет к профессиональному выгоранию педагога и по сути ничем не обоснованна. Такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM высказал председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Виктор Панин.
«Я поддерживаю это мнение педагогической общественности. Нельзя людей загонять до такой степени. Возможности системы образования финансировать фонд оплаты труда учителей более чем достаточны. Основные проблемы — неэффективное расходование средств в этой области и попросту коррупция, — считает эксперт. — При должном подходе денег бы хватало, еще бы и оставалось. А такие жесткие условия просто убивают творческие способности, возможности самореализации, что в работе учителя совершенно необходимо. Так что, по моему мнению, ни к чему хорошему 36-часовая рабочая неделя для педагогов не ведет», — заключил эксперт.
«Мы в Общественной палате понимаем, что учителя довольно серьёзно перегружены, с учётом того, что выполнение майских указов президента России нередко реализуется за счёт увеличения нагрузки, особенно в регионах, — отметил член комиссии по образованию Общественной палаты РФ Азамат Тлисов. — Учителя работают на 1,5 ставки, а то и больше. Обязательное введение 36-часовой рабочей недели для многих, соответственно, ничего не значит, но обязательный характер с внесением в трудовой договор может уже означать санкции, что вызывает у педагогов понятное беспокойство».
Учителям необходимо время для самостоятельной работы, подчеркнул Тлисов. «А что делать сельским школам? У меня есть опасения по этому поводу, — отметил он. — Такой порядок может отпугнуть и молодые кадры. А грядущее повышение пенсионного возраста ещё больше увеличит социальное напряжение. Так что правительству следовало бы обдумать этот вопрос. Минобрнауки в первую очередь, если это исходит от него. У Минсоцразвития и Минтруда другие нормативы, но ведь труд учителя — особый, он не монотонный, требует большой интеллектуальной и эмоциональной отдачи, а значит, и больше времени на восстановление».