В декабре в профсоюз “Учитель” обратилась педагог из Челябинской области. В ее учреждении было запланировано изменение нормативных актов, регулирующих начисление стимулирующих выплат. Чиновникам была поставлена задача увеличить оклады до уровня МРОТ, но повышать им зарплату никто не собирался — было рекомендовано урезать зарплату в части стимулирующих.
В документе Министерство образования Челябинской области ссылается на Федеральный закон №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которому с 1 января 2020 года установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – 12 130 рублей в месяц (при этом документ датируется 14 декабря 2020 года!). В письме также указывается: «Обращаем ваше внимание, что в отношении педагогических работников… повышение окладов осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований путем перераспределения средств в структуре заработной платы (за счет снижения стимулирующих выплат)». Таким образом, министерство образования региона предписывает образовательным учреждениям повысить базовые оклады за счёт урезания стимулирующих. Поскольку в бюджет не было заложено расходов на повышение ставок до МРОТ, руководству образовательных учреждений было указано перераспределить средства в структуре заработной платы (за счет снижения стимулирующих выплат).
В случае обратившегося в профсоюз педагога руководство “спустило” сотрудникам новое положение об оплате труда. В нём система распределения стимулирующих выплат напрямую зависит от “нормативной наполняемости групп” — то есть количества детей в детском саду. Но подобная система оплаты труда в корне несправедлива. Размер стимулирующих выплат должен зависеть качества и успешности работы, а не от количества детей, зачисленных в учреждение – в этом случае у педагога нет возможности повлиять на свою зарплату. В результате сложилась ситуация, когда сотрудники от повышения окладов только потеряли в зарплате, так как наполняемость данного образовательного учреждения небольшая.
Изменения трудового соглашения по инициативе работодателя возможны, если произошли технологические или организационные изменения в учреждении (ст. 74 ТК РФ). В этом случае работодатель должен соблюсти процедуру уведомления за два месяца об изменении условий договора (здесь можно прочесть о том, как это происходит в школах). Но в данном случае никаких изменений не было: число детей не поменялось, учебные программы, СанПиНы — все осталось прежним. Следовательно, условий для корректировки договора в одностороннем порядке нет.
Обещания о повышении зарплаты педагогам звучат последние несколько лет, но так и остаются обещаниями. Повышение окладов, если при этом происходит урезание стимулирующих или компенсационных выплат, никак не приближают власти к заветной цели — даже среднюю зарплату по экономике для каждого педагога они гарантировать не могут и, видимо, не собираются.
Материалы по теме:
Обзор судебных решений по увольнениям: правовые советы
Принят закон о дистанционной (удаленной) работе. Как это скажется на работе учителей?
В апелляционной инстанции устояло решение о незаконности снижения нагрузки преподавателю ДМШ