Наша первичная профсоюзная организация (ППО) была образована в 2020 году в московской Детской школе искусств (ДШИ) им. А. В. Корнеева. Причина возникновения профсоюза стара как мир: школьная администрация не соблюдала трудовое законодательство — она периодически увольняла сотрудников, пользуясь юридической безграмотностью и готовностью педагогов без лишних вопросов подписывать все подряд. Учредитель школы отказывался реагировать на индивидуальные жалобы учителей, руководствуясь постулатом «недовольные будут всегда».
Начались суды работников школы против ее администрации. Все это послужило причиной для организации независимого профсоюза, так как «карманный» школьный профсоюз, возглавляемый старшим методистом (завучем), обслуживал исключительно интересы директрисы. Первичку «Учителя» создавали всего 3 человека, но их было достаточно для регистрации и закрепления в ДШИ.
В декабре 2021 года возник вопрос о принятии нового коллективного трудового договора (КТД). Обычно его подписывали, не усложняя себе жизнь законными процедурами принятия и отчетами о выполнении предыдущего договора, но на фоне ухудшающейся в школе ситуации педагоги вдруг заинтересовались формами участия в предстоящем составлении документа: ведь коллективный трудовой договор должен предоставлять работникам дополнительную защиту их трудовых прав. На деле оказалось, что есть всего два варианта участия в процедуре формирования и принятия КТД:
1. Создать совет трудового коллектива и активно участвовать в создании документа (это возможно только при наличии вменяемой администрации).
2. Избрать делегацию от профсоюза, которая войдет в комиссию по рассмотрению проекта коллективного трудового договора.
После педсовета члены нашей первички рассказали остальным учителям, чем чревато формирование текста КТД без нашего участия. К тому времени председатель нашей ППО уже выиграл несколько судов у директрисы, и коллектив не мог не обратить внимания на такой успех. Буквально за неделю в первичку поступило 24 заявления о вступлении: вместе с тремя изначальными членами профсоюза получается 27 человек! Казалось бы, вот наши заветные «50 процентов + 1 голос», которые дают нам возможность полностью взять защиту трудовых прав в свои руки, но тут опомнилась директриса.
Она запустила первую волну репрессий: начала давить на работников, вызывая их по одному в свой кабинет. Как правило, это самое тяжелое испытание на прочность первички. Вас будут пытаться запугать, подкупить, оклеветать, сбить с толку — ведь настоящих рычагов давления на вас у администрации нет. Поэтому, если вы выдержите это испытание, в дальнейшем вы получите явное преимущество во взаимодействии с начальством. К сожалению, не все наши учителя выдержали давление администрации: от 27 членов профсоюза осталось 19. При этом один из покинувших первичку оказался засланным казачком, который, впрочем, так и не сумел добыть нужную администрации информацию. Но несмотря на все сложности, большинство преподавателей остались верны идее бороться за свои трудовые права.
За 6 месяцев работы мы добились неплохих результатов:
1) принятия адекватного положения по оплате результатов участия школьников в конкурсах;
2) принятия положения об оплате консультационных часов;
3) доплаты преподавателям за их квалификационную категорию;
4) вхождения представителей нашей первичной профсоюзной организации в состав комиссии по рассмотрению проекта коллективного трудового договора (мы составили перечень предложений от педагогов и добивались их внесения в текст КТД);
5) вхождения сразу 3 человек из нашей первички в состав комиссии по трудовым спорам (КТС), причем секретарь ППО стал председателем комиссии.
Прежде чем подписать какой-либо документ, касающийся коллектива, мы обсуждаем это на профсоюзном собрании, которые стараемся проводить раз в месяц. Мы постоянно отсылаем письма с требованиями помощи во все инстанции, которые имеют какое-либо отношение к надзору и контролю образовательных учреждений. Мы также записались на прием к главе администрации нашего городского округа.
Это сложная и кропотливая работа, но если бы мы не вели ее, то школьная администрация так и увольняла бы педагогов, лишала их заработной платы, урезала им нагрузку, а органы местного самоуправления продолжали бы игнорировать учителей. Если бы мы не осознали свою ответственность за перемены в своей рабочей среде, то, возможно, мы до сих пор бы подписывали бумажки, не читая их, а директриса бы каждый год меняла одного или двоих работников на новые кадры, с которыми ей не надо договариваться.
Михаил Карев, член профкома первичной организации.