Дмитрий Казаков, председатель первички профсоюза «Учитель» в селе Таремское Нижегородской области, рассказывает о своем опыте отказа от неоплачиваемой нагрузки.
«В 2021 году у нас в школе ввели новую должность: советник по воспитанию. Он не ведет уроки, а занимается только воспитательной работой. Судя по всему, введение этой должности было навязано школам Российским движением школьников (РДШ; создано при Федеральном агентстве по делам молодёжи). Неудивительно, что советник по воспитательной работе начал проводить именно те мероприятия, которые связаны с РДШ, а также те, которые призваны продемонстрировать его кипучую деятельность. В результате на плечи педагогов легла дополнительная нагрузка, в первую очередь это сказалось на классных руководителях. Я сам в этом году оказался классным руководителем и в полной мере прочувствовал, что это такое.
За три месяца мы «наелись» советником. Сама работница, занимающая эту должность в нашей школе, достаточно адекватная. Но не ведя уроки и не понимая сути образовательного процесса, нельзя браться за реализацию воспитательных мероприятий. Несколько раз я обращался к директору. Итогом этих обращений стало совместное совещание в декабре 2021 года. На нем я, как председатель первичной профсоюзной организации, которая объединяет почти половину работников школы, высказал мнение: воспитательная работа в нынешнем виде только мешает образовательному процессу. Также я обратил внимание на задержку стимулирующих выплат сотрудникам школы. Мы выразили готовность обращаться в контролирующие органы, так как нагрузка на педагогов заметно увеличилась, а соответствующей оплаты педагогический коллектив не получал. Работодателю пришлось напомнить, что профсоюз может наделить меня полномочиями инспектора по трудовым правам.
Прямо перед Новым годом профсоюз заявил о намерении требовать стимулирующих, отказываться от лишней нагрузки и провести информационную кампанию по этому поводу. Ситуация изменилась. Сначала диалог был довольно нервным, мы вели тяжелые разговоры с завучами по воспитательной работе, с тем же советником по воспитанию, с директором. Но закончилось все тем, что воспитательные мероприятия стали более упорядоченными, а давление на учителей прекратилось.
Стоит понимать, что директор и администрация школы никогда во всеуслышание не скажут, что пошли навстречу требованиям педагогов. Но тем не менее они идут на диалог с работниками, потому что чувствуют, что за нами значительная часть коллектива. Значительную роль в защите трудовых интересов педагогов играет профсоюз «Учитель», который может помочь в организации и освещении проблем школы — благодаря его влиянию администрация стала действовать более разумно.
Перед 1 января (но после моего заявления на педсовете) нам выплатили какие-то смешные стимулирующие. Но позднее нам оформили значительную доплату к стимулирующим выплатам за прошлый календарный год, и в этом году зарплата в первом квартале была уже выше.
Профсоюз по сравнению с группой неформально объединенных педагогов обладает рядом преимуществ. Во-первых, у него есть определенный бэкграунд, история, некая медийность. Когда в школе организовывается профсоюзная ячейка, директора начинают искать в интернете информацию и понимают, что «Учитель» — это реально работающая организация по защите интересов педагогов, а не просто вывеска, за которой происходит только раздача путевок в санатории. Насколько я знаю, управления образования рекомендуют директорам, в школах которых создаются ячейки профсоюза «Учитель», действовать очень осторожно.
Во-вторых, у членов профсоюза есть дополнительные права. Да, право на забастовку у нас существенно ограничено, но профсоюз дает определенные плюсы для заключения, например, коллективного договора. Не стоит его переоценивать, но это еще один рычаг давления на администрацию. Я сторонник коллективных действий, когда люди массово встают на защиту своих прав. Федеральный закон «О профессиональных союзах…» дает определенные гарантии для педагогов, состоящих в профсоюзе, особенно для председателей первичек, уволить которых по инициативе работодателя сложно без согласования с профсоюзом.»