Что профессору хорошо, то учителю смерть

Размышления по мотивам интервью с академиком Российской академии образования Александром Асмоловым на тему онлайн-образования, цифровизации и роли учителей. 

«Александр Григорьевич Асмолов мыслит категориями будущего. Он мечтатель, и то будущее, к которому он стремится, прекрасно. Очень может быть, что когда-нибудь все будут испытывать кайф от дистанционного обучения. Но то, о чем говорит А.Г.Асмолов сейчас, применимо к вузам, где учатся сознательные люди: в МГУ, между прочим, попадает далеко не любой школьник, а мотивированный, грамотный человек, нацеленный на получение качественного образования.

Поэтому совсем не мудрено, что на лекции к именитому профессору собирается большое количество желающих. Я бы тоже присоединилась, будь у меня такая возможность.

Школа же существует абсолютно в другой реальности, и не только в плане оснащения техникой. Школьная программа, по большей части лишенная связи с жизнью, не мотивирует ученика, а отталкивает его. Увещевания вроде «ушица, ей-же-ей, на славу сварена» уже давно не вдохновляет учиться даже способных ребят. А что уж говорить о тех, кто в силу своих особенностей просто не способен освоить общеобразовательную программу? Как мотивировать ежедневно есть несъедобное?

В этом свете утверждение академика «если учитель не владеет вниманием ребенка, то грош ему цена» может выглядеть как обесценивание трудов всего педагогического сообщества, поставленного в такие условия, когда индивидуальный подход возможен только как красивая сказка для отчетов.

Лет шесть назад на кругом столе по проблемам образования в КГИ я спросила, как можно развивать универсальные учебные действия на старом советском содержании. А.Г.Асмолов ответил, что содержание медленно, но меняется.

Увы, надежды на скорые перемены давно рухнули, а ученик, лишенный возможности выбирать, заваленный огромным количеством ненужной ему информации, по-прежнему отбывает в школе наказание, и главная его задача – избежать лишней нагрузки.

Что многие дети и делают, когда в рамках дистанта учитель на уроке оказывается перед экраном и лишается привычных рычагов управления школьником. Так что «понимание, согретое межличностным общением» в дистанционном формате — это мечта учителя, воплощение которой невозможно в существующем контексте образовательной политики.»

Анна Инютина, учитель русского языка и литературы, Удмуртия

Полный текст интервью