Запустить дурочку — это значит отвечать, писать, тянуть резину. А за это время или завод реорганизуют, или министерство ликвидируют.
М. Жванецкий
2 июня этого года мы направили в Минтруда РФ (копию — в Минобразования РФ) обращение, суть которого — просьба разобраться в противоречиях между нормами Приказа от 22 декабря 2014 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и требованиями инспекторов Государственной трудовой инспекции. Мы надеялись, что два министерства смогут выработать единый внятный подход к проблеме рабочего времени педагога.
К сожалению, мы забыли советскую классику. Что делать чиновнику, если ответить по существу он не хочет, а что-то отвечать надо? «Запустить дурочку»! Отвечать не на тот вопрос, повторять общеизвестные истины, пока авторам запроса не надоест задавать неудобные вопросы. Что и проделала г-жа И.И. Тараданова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования. В ее ответе мы находим пересказ того самого Приказа «О продолжительности рабочего времени…» — и ни слова о реальной проблеме: неправомерных требованиях, предъявляемых трудовыми инспекторами.
Нас удовлетворил бы даже самый общий ответ: дескать, да, проблема есть, мы будем ее решать, консультироваться с коллегами из Минтруда. Но либо Минобразования не хочет (боится?) связываться с Минтруда, либо министерский Приказ о рабочем времени — хитрая уловка, чтобы успокоить педагогов и совместными усилиями двух министерств окончательно закабалить нас, заставив отсиживать в школе 36 часов в неделю.
Между тем приближается новый учебный год, нас ожидают «эффективные контракты», и, судя по информации из разных школ, в этом документе планируют прописать обязательное 36-часовое присутствие на рабочем месте.
Что же делать в такой ситуации учителю?
Во-первых, внимательно читать текст предлагаемого ему на подпись «контракта» и, если его что-либо не устраивает, сразу заявлять свое несогласие.
Во-вторых, и директор, и учителя — все мы подчиняемся не Минтруда, Минобороны, МВД и не прочим министерствам и ведомствам, которые рады были бы порулить школами. Мы, педагогические работники, подчиняемся Минобразования и соответствующим региональным и муниципальным структурам. Главный закон для нас — закон «Об образовании», и требования непрофильных ведомств, противоречащие нормам этого закона, для нас не могут быть обязательны. Трудовая инспекция оштрафует школу? Обращаемся в суд и приглашаем Департамент образования присоединиться к нашему иску.
Какие шаги планирует МПРО УЧИТЕЛЬ?
1. Мы так и не получили ответа от Минтруда. Значит, они нарушили Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Будем добиваться получения ответа – в крайнем случае, через суд.
2. Депутат Госдумы О.Н.Смолин в ближайшее время планирует подать запрос о 36-часовом рабочем времени министру образования Ливанову.
3. Мы окажем юридическую помощь любой школе, директор которой решится защищаться от неправомерных требований трудовой инспекции в суде.
4. Мы окажем помощь любому педагогу, который решится защищаться от неправомерных действий администрации в суде.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «УЧИТЕЛЬ»
1. Текст обращения МПРО «УЧИТЕЛЬ» и ответ на него из Минобразования
2. Публикации по проблеме 36-часовой отсидки учителей в стенах школы: статьи в «Учительской газете» — «Урок абсурда» (4 февраля 2014 года), «Учитель не должен 36 часов сидеть в школе» (17 февраля 2015 года), в «Новой газете» — «Отсидите 36, отработаете 72, а получите за 18» (18 мая 2015 года). В июне 2015 года в московском фонде «Честный город» состоялся «Круглый стол», обсудивший разные ее аспекты, и принявший соответствующую резолюцию.