Хотите понять, как работает школа, читайте коллективный договор

Коллективный договор — один из главных документов образовательного учреждения. О его значимости говорит уже тот факт, что коллективный договор должен быть опубликован на официальном сайте школы и находиться в открытом доступе для контролирующих органов, например Государственной инспекции труда, наделенной полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Разумеется, документ на сайтах школ есть. А вот коллективного договора нет. Попробуем разобраться, почему.

Былое и думы

Коллеги, не один десяток лет проработавшие в школе, еще помнят блага, которые даровала школа своим работникам согласно коллективным договорам: и краткосрочный отпуск с сохранением заработной платы для неотложных нужд, и отгулы за работу без больничного листа, и свободные дни для самообразования…

Примерно в одно и то же время, в начале двухтысячных, эти пункты начали исчезать из документов школ разных регионов, причем без всякого обсуждения с коллективом. Очевидно, что согласованность действий директоров из разных регионов – следствие указки сверху и одно из свидетельств начала широкомасштабного наступления на трудовые права педагогов.

Учителя, не очень осведомленные в области трудового законодательства, смиренно разводили руками, когда вдруг выяснялось, что дни для похорон близкого родственника уже не оплачиваются, а отчеты придется писать за счет своего личного времени. И уж тем более мало кто выяснял, куда деваются деньги, сэкономленные администрацией на бедах и болезнях учителей: фонды для выплат стимулирующего и компенсационного характера – тайна за семью печатями.

Коллективный договор сегодня особенно тщательно оберегается от посягательств на него рядовых работников, поэтому чаще всего принятие договора носит формальный характер. Публично его никто не обсуждает, изменения вносятся в одностороннем порядке без уведомления членов трудового коллектива, а председатели «карманного» профсоюза подписывают документ, откровенно играя на стороне администрации – кто за небольшие преференции, а кто и просто «по доброте душевной», так у нас часто именуется малодушие.

Интереснее обстоит дело там, где вдруг появляются учителя, желающие внести существенные изменения в коллективный договор. Вот тут поведение начальства будет варьироваться в зависимости от степени опасности предложений для интересов администрации и, разумеется, личностных качеств представителей руководства. Как показывают практика и опыт учителей разных регионов, директора школ даже не сильно напрягаются, чтобы выглядеть достойно хотя бы в глазах собственного коллектива: игнорируется сама процедура ведения переговоров, собрание трудового коллектива зачастую ведется в манере «рот свой замолчи», начальство не гнушается подтасовок и подковерных игр.

Особого внимания заслуживают аргументы против предложений в разделы «Оплата труда» и «Режим рабочего времени и отдыха», не стоит удивляться, если любое предложение, улучшающее рабское положение учителя в этих сферах, будет отклонено с вердиктом «предложение противоречит нормативно-правовым актам УНО, региона, Министерства просвещения РФ».

Откровенная ложь в этом вопросе рассчитана, с одной стороны, на правовую безграмотность учителей, с другой – на выученную беспомощность коллектива, легко поддающегося психологическому давлению.

В массе своей учителя и не пытаются добиться честного распределения части своей зарплаты и ограничить разумными рамками рабочий день, все недовольство заканчивается вздохами примерно в таком роде: «Хоть бы отгул за дополнительную работу дали». Не все учителя понимают, что отгулы и оплата работ за рамками реализации рабочих программ – суть коллективного договора, а значит, коллективная ответственность.

Исключения из правил

Может быть, когда-нибудь мы доживем до таких времен, когда в приоритете у общества будет строительство правового государства. Тогда договоры-пустышки одномоментно исчезнут с сайтов всех школ, показывать их будет не только стыдно, но и наказуемо. А сегодня массовые школы открыто являют миру постыдное однообразие документов коллективного бесправия.

Однако есть и исключения. Не выродились еще такие коллективы и руководители, которые сумели наладить конструктивный диалог в русле правовых отношений и в коллективном договоре прописать, например, обязанность администрации рационально использовать рабочее время учителей в составлении расписания уроков, оплачивать проверку ВПР, пробных ОГЭ и ЕГЭ, итоговых сочинений, олимпиад, доплачивать за работу в классах, где больше 25 учеников, и т. д. Человечность по отношению к учителям, работающим на 1,5-2 ставки, присутствует в редких договорах даже в пределах одного региона – от маленькой сельской школы до большой столичной, поскольку порядочность администрации и степень самоуважения педагогов не зависят от местонахождения учреждения.

Рассмотрим, как это работает, на примере двух московских школ, где есть сильные первичные организации независимого профсоюза «Учитель». Это школа «Интеллектуал» и школа самоопределения №734 имени А.Н.Тубельского. В них обе стороны переговоров, учителя и директор, пришли к согласию по большинству важных и значимых для учителей вопросов, например:

– согласование с коллективом всех локальных актов, информирование педагогического коллектива и профсоюза по всем вопросам, касающимся их социально-трудовых прав;

– распределение стимулирующих только с согласования с представителями трудового коллектива и прозрачность их начисления;

– обязательство администрации минимизировать количество «окон» в расписании;

– необязательное присутствие работника в учреждении в каникулярное время;

– порядок начисления заработной платы в случае замены одним работником другого (очень часто эта цифра необоснованно занижается) и др.

Не приходится сомневаться, что в этих школах учителя пользуются безусловным доверием как у детей, так и их родителей.

Подведем итоги

Таким образом, коллективный договор – единственный цивилизованный способ урегулировать трудовые отношения, выработать стратегию развития школы, определить приоритетные задачи, на которые будут направляться ресурсы учреждения. Наличие нормального переговорного процесса в принятии договора – показатель, во-первых, профессионализма руководителя, который стремится наладить работу в правовом русле, не боится честного диалога с коллективом.

Во-вторых, показатель наличия коллектива в профессиональном смысле: учителя не только знают свой предмет, но и владеют метапредметными навыками, могут быть примером для своих учеников: способны решать профессиональные проблемы, объединяться для решения общезначимых задач, отстаивать свою позицию в целях улучшения качества работы. Можно надеяться, что это тот самый коллектив, который не будет стоять с протянутой рукой в ожидании уважения от общества, потому как у него есть самоуважение и профессиональное достоинство.

И, наконец (что очень важно знать и родителям), это признак настоящих воспитательных возможностей школы, которые определяются в первую очередь не новомодными программами и инновационными проектами, а уважительным отношением к человеку и, стало быть, честностью в трудовых отношениях. Без этого нереализуемы никакие правовые и гуманистические принципы воспитания подрастающего поколения.

Мы часто забываем об этом, возмущенно требуем к себе уважения, не считая себя виноватыми в происходящем в школе беспределе, забывая, что любая система, плохая и хорошая, держится на людях – на каждом из нас. И качество коллективного договора прямо пропорционально степени самоуважения коллектива. Только он может не позволить очередному документу стать удавкой для учителя и образования в целом. Сегодня это и есть испытание «достоинству нашему, нашему мужеству, нашим понятьям о долге, о чести».

Анна ИНЮТИНА, учитель, член совета профсоюза «Учитель», Ижевск, Удмуртская Республика


Комментарий юриста

Юрий ВАРЛАМОВ, председатель профсоюза «Учитель», эксперт по трудовым правам АНО «Центр социально-трудовых прав»:

– Коллективный договор по праву можно считать самым главным документом образовательного учреждения, ибо он касается трудовых отношений между коллективом и работодателем. Руководителю и работникам предоставляется значительная свобода в устройстве внутренней жизни школы, так как многие вопросы организации образовательной среды оставлены в законодательстве на внутреннее усмотрение школы. Коллективный договор заключается по итогам переговоров между администрацией и работниками, в ходе которых представители коллектива должны добиваться как можно больших прав и гарантий для трудящихся.

– Почему не существует единого коллективного договора для всех школ?

– В ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» сказано, что «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов». Именно поэтому работники сами регулируют все вопросы, касающиеся их социально-трудовых прав и гарантий, о чем говорится в ст. 41 ТК РФ. Образцовые коллективные договоры вряд ли имели бы смысл, так как каждая организация имеет свою специфику и собственные потребности.

– Есть ли какие-либо нормативно-правовые документы разных уровней (муниципального, регионального, федерального), которые ограничивают нормы коллективного договора?

– Коллективный договор не может ухудшать условия труда работников, установленные в вышестоящих нормативных актах (муниципальные, региональные и федеральные приказы и постановления, а также законы). Однако это не мешает без каких-либо ограничений улучшать условия труда, регулировать вопросы, которые в законодательной базе не урегулированы. Следует отметить, что коллективный договор не должен в обязательном порядке соответствовать многочисленным рекомендациям любых органов власти, а также каким-либо внутришкольным документам, за исключением устава.

– В чем суть существующей сегодня оплаты труда в образовательных учреждениях и как она может зависеть от коллективного договора?

– Заработная плата педагогов, как следует из Трудового кодекса РФ, состоит из трех частей: оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. В ходе переговоров стороны могут договариваться о размерах окладов, составе и размере компенсаций и «стимулов». Пользуясь большой свободой при определении состава и размера таких выплат, коллектив каждой школы может установить себе ту или иную систему регулирования оплаты труда. И действующее законодательство оставляет полную свободу в этом для школьных коллективов.

Источник: «Учительская газета», №33 от 17 августа 2021

Материалы по теме:

Коллективный договор в средней школе: образец с комментариями

Первичка профсоюза «Учитель» в школе «Интеллектуал» завершила переговоры по поводу коллективного договора на 2020-2023 годы

Как добиться защиты прав учителя с помощью коллективного договора

«Когда учителю не платят, помогает профсоюз»