Может ли профсоюз «Учитель» помочь директорам школ отстоять свои права?

Может ли директор школы в проблемной ситуации обратиться за поддержкой в профсоюз? Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказал Анатолию Витковскому, шеф-редактору информационно-аналитической системы для руководителей и специалистов сферы образования «Директория», в каких вопросах возможно сотрудничество школьных руководителей с профсоюзной организацией.

Поводом к разговору стала статья «Как прокуратура нарушает законы» Анатолия Вифлеемского, который полагает, что директор школы может не подчиниться незаконным требованиям контрольных органов, и рекомендует обращаться за поддержкой к профсоюзу «Учитель». Мы публикуем здесь некоторые ответы Всеволода Луховицкого. С полным текстом можно ознакомиться на портале «Директория».

 


Противостояние или содействие?

Профсоюз – это объединение наемных работников для защиты своих трудовых прав от работодателя. А наш закон говорит, что работодатель — это директор. Поэтому во многих случаях у него с работниками, входящими в профсоюз, разные интересы

Казалось бы, работники и директор находятся в противостоянии. Но у нас уникальная система управления образованием. Главная проблема в том, что директор, с одной стороны, является работодателем, с другой – он абсолютно бесправен.

Существует ст. 278 Трудового кодекса, говорящая, что директора можно уволить без объяснения причин. Это самая страшная статья. Договор с директором срочный, его можно в любое время прервать. Кроме того, директор не владеет финансами: он получает деньги от региональных и муниципальных властей. То есть его нельзя назвать настоящим работодателем. Он просто амортизатор между несколькими участниками образовательной системы: родителями, учителями и муниципальным (региональным) начальством. Эдакий «мальчик для битья».

В профсоюзе «Учитель» мы давно говорим о том, что нынешнее положение директора ненормально. И выдвигаем два главных требования на уровне и Госдумы, и московского Департамента образования.

• Во-первых, учитывать мнение участников образовательных отношений при назначении и снятии директора. Это могло бы обезопасить директора или хотя бы поддержать при конфликтах с учредителем. Если он не просто назначен, а выбран из трех кандидатур управляющим советом, то снять его не так легко, как наемного менеджера в частной фирме. Это требование соответствует статьям 26 и 51 Закона «Об образовании в РФ».

• Во-вторых, отменить статью 278 ТК РФ в части возможности увольнения по ней директоров муниципальных и государственных школ.

В этих двух вопросах мы могли бы сотрудничать с директорским корпусом, потому что учителям важно, во-первых, кто руководит школой, и во-вторых, готов ли руководитель отстаивать интересы педагогов перед учредителем.

Возможно, вы знаете о движении «Школа – наше дело», объединяющем родителей и педагогов. Родители тоже хотят, чтобы директоров нельзя было вот так снимать и чтобы родители и педагоги участвовали в назначении и снятии директоров. Мне кажется, этот вопрос может быть разрешен, если люди с разных сторон объединятся в общую кампанию. Эта потребность назрела. Накопилось большое родительское и учительское недовольство из-за невнятно мотивированных перемен, снятий и увольнений директоров.

Недавно к нам обратилась региональная ассоциация директоров с предложением сотрудничества. Принять директора (как работодателя) в профсоюз мы формально не можем, но зато можем договариваться о совместных действиях. Наши ресурсы достаточно обширны, прежде всего — в привлечении внимания СМИ, общественности и депутатов. Думаю, такое сотрудничество небесполезно для директоров.

Сопротивление произволу возможно

В статье Анатолия Вифлеемского ситуация превышения полномочий надзорными органами описана чрезвычайно точно. Я мог бы вспомнить подобные эксцессы не только с прокуратурой, но и с МВД, ФСБ, комитетами по культуре и спорту, по делам семьи и молодежи и с другими органами власти, как муниципальными, так и региональными.
Им по закону школа не должна ни о чем отчитываться. Но, поскольку директор на крючке у департамента, как только любой орган власти начинает хоть что-то требовать, директор подчинится.

А поскольку завучей в результате «оптимизации» стало мало, кто будет писать эти отчеты? Учителя. Но директор знает, что это не их обязанность, более того, указания сверху предполагают, что учителям положено писать не больше трех-четырех отчетов в месяц. В результате директор опять оказывается в тисках. С одной стороны, он должен сдавать отчеты, с другой — у него нет для этого ресурсов.

На мой взгляд, выход дает профсоюз. Лет шесть назад в г. Дзержинске Нижегородской области захотели отправить всех учителей на перепись школьников (это незаконно, но был указ мэра: учителя с медиками и соцработниками должны были ходить по домам, выяснять условия жизни детей). Члены профсоюза возмутились, собрали подписи против. Мы подали в Генпрокуратуру запрос. И нам удалось прекратить произвол: мэр отменил распоряжение. Эта схема может работать и в других ситуациях.

Нужно просто отстаивать свое право действовать по закону. Например, в 2008 году, когда был военный конфликт с Грузией, МВД потребовало от московских директоров «списки детей грузинской национальности». Это незаконно, потому что противоречит ст. 26 Конституции. По-моему, около 10 директоров отказались. Остальные подчинились. И тем, кто не подчинился, ничего не было, потому что наказывать их не за что. Но, конечно, это были самые уверенные в себе директора, которых поддерживают педагоги и родители.

Кто поможет директору?

Сейчас в некоторых городах есть ассоциации директоров. Но их недостаток в том, что создаются они часто опять же не самими директорами, а учредителями. Могут ли директора организовать свой профсоюз? Конечно, как и любое другое объединение. В том числе и профсоюз. Потому что директор — не госслужащий, его принимают на работу по трудовому договору.

Можно создать объединение директоров, которое сотрудничало бы, например, с движением «Школа – наше дело» или с профсоюзом «Учитель». Придумать, как это формально сделать, несложно. Сложно найти директоров, которым это в самом деле нужно.

Так что если у директоров возникнут конкретные предложения по сотрудничеству – мы готовы к обсуждению.

Есть мнение, что обращаться за помощью в профсоюз опасно для школьного руководителя. Ведь директора по многим поводам легко можно «прищучить». Поэтому в конфликты с начальством директору влезать нельзя, а надо стараться договариваться.

Весь вопрос – во имя чего договариваться. Любые договоренности – это с обеих сторон компромисс. Если директор договаривается с руководством о том, что он получит деньги на ремонт, но за это сократит 10 работников, чтобы достичь желательного для руководства показателя по средней зарплате, то для меня такой компромисс неприемлем. Мы исходим из того, что вести любые переговоры можно только в ситуации, когда обе стороны чем-то сильны и обе стороны могут быть друг для друга в спорных вопросах реальным соперником.

Если за спиной директора стоит сильный Управляющий совет, который его поддерживает, тогда директору комфортно вести переговоры. А если за директором никого нет, учителя к нему относятся негативно, то никаких переговоров с региональной и муниципальной властью быть не может. Директор просто исполняет все, что ему приказывают. Риски для директоров сейчас чрезвычайно большие. Если бы я был директором, то я бы занимался исключительно тем, что собирал бы команду родителей и команду учителей, которые готовы за меня стать горой: выступить в любых СМИ, выйти на улицу, если понадобится. Каким для этого надо быть директором? – стоит подумать.

Источник