Совет при Президенте по правам человека сформулировал рекомендации

Публикуем выдержки из Рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) в той части, которая затрагивает проблемы образования. Рекомендации подготовлены 22 мая по результатам работы “горячей линии” СПЧ 1-20 мая 2020 года, на которую обращались работники из разных отраслей. 

В работе над рекомендациями принимал участие Правовой департамент КТР, Центр социально-трудовых прав и отраслевые профсоюзы КТР в бюджетном секторе: профсоюз работников здравоохранения «Действие», профсоюзы работников образования «Учитель» и «Университетская солидарность».


Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) 

VI. По вопросу правового сопровождения перехода на дистанционное образование образовательных учреждений

Принимая во внимание тот факт, что переход на дистанционное обучение производился в сжатые сроки в условиях сложной эпидемиологической обстановки, зачастую с нарушением трудового законодательства, во многих образовательных учреждениях до настоящего времени не были заключены дополнительные соглашения о переходе на дистанционное обучение.

В этой части Совет рекомендует Минпросвещения России, Миннауки России дополнительно разъяснить руководителям образовательных учреждений необходимость незамедлительно заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовому договору о переходе на дистанционную работу;

Совет также рекомендует Рособрнадзору, органам прокуратуры Российской Федерации, Государственной инспекции труда Российской Федерации проконтролировать заключение таких дополнительных соглашений на добровольной основе со всеми работниками образовательных организаций без исключений до направления педагогических работников в отпуска.

VII. По вопросу материально-технического обеспечения дистанционного режима работы образовательных учреждений

Одной из значительных сложностей стала материально-техническая неподготовленность образовательных учреждений к переводу работников на дистанционный режим. Зачастую работники не обеспечивались необходимым оборудованием: ноутбуками, веб-камерами, наушниками, графическими планшетами.

Для проведения полноценных занятий с обучающимися отсутствовало и надлежащее программное обеспечение. Работникам не были предоставлены удобные и качественные платформы для проведения занятий с большим количеством слушателей, с возможностями взаимодействия с ними в разном формате. Часть имеющихся программ (например, Zoom, Google Meet, MS Teams) в бесплатной версии устанавливают ограничения по времени проведения занятия или количеству одновременных участников. Однако большинство образовательных организаций отказалось предоставлять преподавателями премиальные версии программного обеспечения.

Также большинству работников, переведенных на дистанционный режим, не была обеспечена компенсация за самостоятельное оборудование своего рабочего места, которая предусмотрена ст. 312.3 Трудового кодекса РФ, которая, в частности, должна покрывать повышенные расходы на электроэнергию, скоростной доступ к сети Интернет и иные расходы. В настоящий момент все эти расходы в подавляющем большинстве образовательных учреждений лежат в полном объеме на работниках.

В этой части Совет рекомендует Минпросвещения России, Миннауки России:

1. Издать совместное письмо для органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных органов власти, а также руководителей образовательных организаций, в котором предложить:

• выделить образовательным организациям дополнительные финансовые средства на обеспечение перехода на дистанционное обучение;

• руководителям образовательных учреждений установить в дополнительных соглашениях с работниками ежемесячную компенсацию за использование принадлежащего работникам оборудования в размере от 500 до 5000 руб. в зависимости от учебной нагрузки педагогического работника;

• руководителям образовательных учреждений в случае невозможности предусмотреть в дополнительных соглашениях ежемесячные выплаты на организацию рабочего места по окончанию учебного года компенсировать всем работникам расходы на оплату доступа к сети Интернет, электричество, приобретение платного доступа к программному обеспечению, необходимому для осуществления образовательной деятельности.

2. Предусмотреть для педагогических работников возможность по их желанию вести занятия с рабочего места с обязательством для работодателей обеспечить все необходимые условия труда: рабочие пропуска, изолированные комнаты, необходимое оборудование, интернет, средства защиты для перемещения по городу и внутри вуза за счет образовательной организации.

VIII. По вопросу увеличения нагрузки на педагогических работников, осуществляющих свою деятельность в дистанционном режиме, и финансового обеспечения дистанционного процесса обучения

Другой значимой проблемой перехода на дистанционное обучение стала значительно возросшая методическая и психологическая нагрузка не преподавателей. Дистанционный режим работы предполагает значительно меньшую вариативность возможных методов изучения материала. В частности, исчезла возможность проводить практические занятия у преподавателей технических, физических, биологических, химических и других дисциплин. С другой стороны, у педагогических работников возникают бо́льшие временные затраты на подготовку в связи с необходимостью гораздо более тщательной методической проработки каждого занятия, а также необходимостью существенно менять структуру и содержание отработанных годами программ дисциплин. Опросы показывают возрастание нагрузки на 25-75% среди педагогических работников[7]. Отдельную проблему представляет собой безопасность программ, используемых при проведении дистанционных занятий. Некоторые преподаватели столкнулись с атаками со стороны злонамеренных интернет-пользователей (zoom-bombing). Из-за этого некоторые занятия были сорваны, преподаватели и студенты испытали стресс, потратили время на возобновление занятия. Во всех случаях преподавателям приходилось самим бороться с наплывом “троллей”. Такая ситуация многократно увеличивает уровень психологической нагрузки на педагогических работников.

При этом отдельные органы государственной власти субъектов РФ и муниципальные органы власти прорабатывают вопрос или принимают решения о сокращении статей бюджетных расходов на образование. В условиях многократно увеличившейся нагрузки, а также необходимости компенсировать работникам дополнительные расходы, такая ситуация не является допустимой.

В этой части Совет рекомендует Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Проработать вопрос об увеличении финансирования образовательных учреждений на период пандемии коронавируса, в том числе путем дополнительных бюджетных ассигнований по окончании учебного года.

2. Запретить органам власти всех уровней сокращать статьи расходов на образование до конца 2020 г.

3. Запретить органам власти всех уровней требовать (рекомендовать) от образовательных учреждений «оптимизации» штатного расписания, в том числе сокращения ставок преподавателей дополнительного образования и часов внеурочной деятельности.

Совет также рекомендует Минпросвещения России, Миннауки России, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Издать совместное письмо для региональных и муниципальных органов власти, в котором предложить увеличить объем подушевого финансирования образовательных учреждений не менее чем на 25%;

2. Издать совместное письмо для руководителей образовательных учреждений, в котором предложить установить в дополнительных соглашениях с работниками увеличение оклада в размере от 25%;

Совет также рекомендует Рособрнадзору, Государственной инспекции труда Российской Федерации, органам прокуратуры Российской Федерации учитывая рост нагрузки при дистанционном обучении детей, проконтролировать сохранение всех стимулирующих и компенсационных выплат (сохранить зарплату в полном объеме) за апрель-июнь 2020 года.

IX. По вопросу организационного обеспечения перехода на дистанционное обучение

Процесс перехода на дистанционное обучение не был выстроен с организационной точки зрения. Преподаватели столкнулись с тем, что им зачастую пришлось самостоятельно выстраивать расписание и устанавливать связь с обучающимися. Преподаватели испытывали сложности в том, чтобы организовать такую работу самостоятельно.

Преподаватели с детьми столкнулись со сложностями, связанными с тем, что дети тоже пребывали дома. Некоторым преподавателям не на кого оставить детей во время занятия с обучающимися. Некоторые преподаватели вынуждены делить свое устройство для выхода в интернет с ребенком, который должен учиться в школе или вузе онлайн. Не у всех преподавателей есть изолированная комната дома, чтобы проводить занятие в тишине. При этом дошкольные образовательные учреждения не принимали детей преподавателей в дежурные группы.

Преподаватели и педагоги опасаются, что в период пандемии пройдут реорганизации (слияние факультетов, учреждение школ на их месте, ликвидация кафедр и т.д.), которые приведут к сокращению штатов. Такие действия уже сейчас начаты во многих образовательных учреждениях.

В сфере высшего образования профессорско-преподавательский состав сталкивается с многочисленными ограничениями в связи с необходимостью участия в конкурсе на занятие соответствующих мест и должностей. Несмотря на наличие отдельных позитивных примеров автоматического продления контрактов на следующий учебный год, большинство образовательных организаций требует от своих работников обязательного участия в конкурсных испытаниях. При условии ограничений на передвижения, ограничений в работе некоторых органов исполнительной власти, преподаватели не могут вовремя предоставить все необходимые документы, подать для конкурсной комиссии заявку, в которой в полной мере отражены все достижения кандидата.

В этой части Совет рекомендует Минпросвещения России, Миннауки России, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Обеспечить возможность принимать детей работников образовательных организаций в дошкольные образовательные учреждения в дежурные группы.

2. Ууказать руководителям образовательных учреждений  на необходимость строго следовать положениям приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», не привлекать педагогических и других работников образовательных учреждений за рамками их должностных обязанностей и тех видов работ, которые предусмотрены приказом, исключить привлечение педагогов к ремонтным работам в школе, работам на приусадебном участке школы, благоустройству городских и школьных территорий, бесплатной работе в лагерях, организованных муниципальными органами.

3. Наложить мораторий на проведение реорганизации образовательных учреждений, изменения штатного расписания на время пандемии до конца 2020 г.

4. Отложить проведение конкурсов, продлив срок действия трудовых договоров на время пандемии как минимум до окончания 2020 г.

X. По вопросу организации дистанционного обучения в летний период и отпусков работников

С появлением информации об отмене ОГЭ и переносе времени проведения ЕГЭ из образовательных учреждений стали поступать сообщения от работников в связи нарушением их прав на предоставление отпуска. Вопреки положениям трудового законодательства график отпусков изменяется работодателями в одностороннем порядке, от работников принудительно требуют написания заявлений о разделении отпуска на части, о сокращении отпуска в счет выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, о предоставлении отпуска за свой счет.

В этой части Совет рекомендует Минпросвещения России, Миннауки России, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Издать совместное письмо для министерств и ведомств субъектов, муниципальных органов власти, руководителей образовательных учреждений, в котором указать на недопустимость:

• направления в образовательные организации писем об изменении графика отпусков,

• изменения графика отпусков в одностороннем порядке,

• оказания давления на работников с целью принуждения их к написанию заявления на отпуск в период, удобный для администрации учреждения,

• принуждения работников к выходу в отпуск за свой счет,

• игнорирования при направлении работников в отпуска ограничений на перемещение в связи с пандемией, наличие детей у работников и необходимость полноценного длительного отдыха перед началом учебного года.

Совет также рекомендует органам прокуратуры Российской Федерации, Рособрнадзору, Государственной инспекции труда Российской Федерации обратить внимание своих территориальных структур на возможное поступление значительного числа обращений от педагогических работников, связанных с нарушениями права на отдых, рекомендовав рассматривать такие обращения в приоритетном порядке.

XI. По вопросу организации проведения государственной итоговой аттестации

Запрет на проведение массовых мероприятий, а также иные ограничительные меры в период пандемии коронавируса, повлекли за собой необходимость принятия решений о формате и времени проведения государственной итоговой аттестации (ГИА). Совет поддерживает решение органов исполнительной власти полностью отменить проведение ОГЭ в настоящем учебном году. Вместе с тем многие разрабатываемые решения, связанные с организацией ЕГЭ, которые сейчас обсуждаются, могут затрагивать трудовые права педагогических работников и права иных участников образовательного процесса.

Предпочтительным временем проведения ГИА является июнь-июль 2020 г., поскольку проведение аттестационных мероприятий в августе неизбежно срывает начало учебного года не только в школе, но и в высших образовательных учреждениях. Позднее проведение ГИА также скажется на возможности полноценного отдыха как для обучающихся, которые будут вынуждены продолжить подготовку к сдаче экзаменов в течение всего летнего периода, так и для педагогических работников, которые будут вынуждены начать новый учебный год, будучи вымотанными во время проведения ГИА.

Следует отметить дополнительные сложности, которые могут возникнуть у абитуриентов высших образовательных учреждений в связи с сохранением сроков летнего призыва в 2020 г. Из-за более позднего проведения ГИА, внутренних дополнительных вступительных испытаний в вузах неизбежно в более поздние сроки будет принято решение о зачислении абитуриентов в высшие образовательные учреждения. В таком случае может возникнуть ситуация, когда абитуриент будет призван на службу в Вооруженные Силы РФ без возможности получения отсрочки в связи с обучением.

В этой части Совет рекомендует Минпросвещения России, Рособрнадзору, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. В случае проведения ЕГЭ в очном формате летом или осенью 2020 года учесть сложность и ответственность этой работы в связи со строгими правилами проведения, привлекать работников к ней только на добровольной основе, освободить от работы на ЕГЭ лиц старше 55 лет и имеющих хронические заболевания, которые повышают опасность тяжелого протекания болезни при заражении коронавирусом.

2. Установить соответствующий трудозатратам размер компенсации за работу на ГИА в размере не менее 600 рублей в час.

3. Предпринять максимум мер для эпидемиологической безопасности лиц, присутствующих на экзамене.

4. Рассмотреть, как преимущественный, вариант проведения ГИА в июне-июле 2020 г..

5. При необходимости проведения ГИА в августе 2020 г. или позже предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска педагогам, которые будут заняты на приеме ЕГЭ.

Совет также рекомендует Минобороны России рассмотреть вопрос об изменении сроков летнего призыва 2020 г. на более поздние с целью максимального соблюдения прав призывников, а также прав абитуриентов, поступающих в высшие образовательные учреждения.

Полный текст рекомендаций