4 апреля в «Ведомостях» была опубликована статья «Полтора миллиарда пропущенных уроков», подзаголовком которой значится «Российское образование выдержало первый удар коронавируса». Авторы признают, что педагогам и учащимся приходится нелегко, но все же считают, что «первый стресс-тест система выдержала». Как им удалось сделать такой вывод — большой вопрос. Только сегодня, 6 апреля, в большинстве регионов России школы начали работать в режиме дистанционного образования. И пока со всех сторон раздаются крики о помощи: электронные сервисы не работают, скорость Интернета упала, у родителей нет возможности организовать учебный процесс дома.
Публикуем размышления сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого по поводу перспектив дистанционного образования в России.
«Статья в «Ведомостях» интересна прежде всего авторами, людьми весьма влиятельными. Исак Фрумин – научный руководитель Института образования Высшей школы экономики, Игорь Реморенко – ректор Московского городского педагогического университета. Поэтому я воспринимаю этот текст как заявленную уважаемыми экспертами программу развития российского образования на многие годы.
Я согласен с данной в статье оценкой качества нынешнего российского дистанционного обучения: «имитация деятельности», «формализм и взаимный обман». Но одновременно авторы пишут, что «можно уверенно сказать, что первый стресс-тест система выдержала». Это проявилось, вероятно, в том, что «в целом наш педагогический корпус на всех уровнях проявил себя героически. Они осваивают эти технологии на ходу, даже в тех случаях, когда такие технологии оказываются неработающими. Почти всегда трудозатраты педагогов резко возрастают».
Мне как учителю очень не нравится, что моим коллегам приходится проявлять героизм. Я хочу работать в нормальных условиях, не требующих героизма. И хочу когда-нибудь получить ответ на вопрос, почему технологии (например, печально известная Московская электронная школа), на которые были потрачены бюджетные миллионы, оказались неработающими. А если возрастают трудозатраты педагогов, я хочу сразу знать, будут ли эти трудозатраты оплачены. Но о зарплате в статье нет ни слова — возможно, потому, что это слишком низкая материя для высокой науки.
Авторы рассматривают три варианта действий в ситуации эпидемии и пытаются убедить читателей, что «стратегия «продолжаем все, как было, только в удаленке», принятая сегодня в большинстве стран, может быть оправдана только на короткой дистанции». По их мнению, нам нужно «готовиться к «новой нормальности», которая наступит после завершения всех карантинов. Кризис создает не только проблемы, но и возможности нового, более эффективного действия». Замечу, что это становится популярным мнением: мир уже не будет прежним, начинается новая эпоха и прочее в том же духе.
И вот здесь у меня появляются сомнения, основанные на опыте последних 20 лет. Нам постоянно говорят о том, что век предъявляет новые требования к школе, учителю нельзя работать по-старому. Под этим предлогом вводят профстандарт педагога, постоянно меняют ФГОС, проводят бесконечные ВПР. И никто не интересуется мнением самих участников образовательного процесса: нужны ли им предлагаемые реформы?
Для Фрумина и Реморенко все ясно: новая эпоха уже наступила, эпидемия — это прекрасная возможность в очередной раз реформировать образование. Нужны большие инвестиции в развитие новых образовательных ресурсов — и в статье прямо указаны компании, которые следовало бы поддержать: Яндекс, фонд «Вклад в будущее» Сбербанка, АСИ.
«Для подписки школ на современные цифровые ресурсы, для проведения экзаменов в новом формате, для преодоления цифрового неравенства и закладывания основы новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год», — говорится в статье.
Обратите внимание: все деньги пойдут на развитие цифровых технологий. Кто будет эти технологии применять — неизвестно. Где независимая оценка исследований, свидетельствующих об эффективности дистанционного образования? Где толпы учителей и родителей, требующих революционных изменений существующей классно-урочной системы?
Предложения Фрумина и Реморенко напомнили мне госбюджет на 2019-2021 годы. Формально финансирование образования растет, но деньги выделены на строительство новых школ, техническое оборудование и т.д. Педагоги как были нищими, так и останутся, а с внедрением дистанционного образования требования к нам возрастут, как и угрозы увольнения по причине неумения или нежелания использовать новые технологии.»
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель»