В конце мая профсоюз «Учитель» получил ответ из Министерства просвещения РФ, который — как у чиновников принято — содержит в основном исключительно пустые декларации и ссылки на общеизвестные нормы законодательства. Профсоюз между тем ставил перед министерством ряд принципиально важных вопросов о проблемах организации работы педагогов на «удаленной» (дистанционной) работе.
В то же время в ответе содержится такое утверждение:
«При переводе на дистанционную работу трудовая функция работника не изменяется, временно меняется только режим его работы. При этом за работником должны сохраняться все социально-трудовые права и гарантии, включая уровень заработной платы».
Ни для кого не секрет, что в реальности заработные платы в апреле и мае у ряда педагогов сократились. Чаще всего это произошло за счет уменьшения стимулирующих выплат либо за счет снятия выплат за кружки и внеурочные занятия. К сожалению, по мнению юристов обычно такое снижение невозможно оспорить в суде. Так составлены локальные нормативные акты.
Какой выход может быть из этой ситуации? Только профсоюз — сильный и активный — может защитить права работников. Если речь идет о выплатах из бюджетных средств, то они уже предусмотрены в бюджете, и ряд педагогов в апреле и мае получил доплаты за высокую интенсивность труда при дистанцонной работе. Если речь о выплатах из родительской платы, то по крайней мере частично может быть задействован фонд экономии оплаты труда — часть работников ушли на больничные.
Требуйте и добивайтесь. Профсоюзы и коллективные действия — больше ничто не защитит работников.
Ответ Минпросвещения на запрос о правах педагогов на «удаленке»